{metadescription}
Плюсы и минусы новых санкций против водителей Алматы

Плюсы и минусы новых санкций против водителей Алматы

Эксперты прокомментировали предложение о запрете въезда и выезда из Алматы.

Вот где «скрыты» деньги, которые так важны и необходимы южной столице! 11 миллиардов тенге власти намерены выбить со злостных неплательщиков штрафов. Но теперь в ход идут крайние меры (раньше такого не было) – должникам просто закроют въезд/выезд из Алматы. И случиться это может совсем скоро, кстати, систему уже испытали в Астане. Все остались довольны.          

Насколько эта мера будет действенной и вообще целесообразной, должен показать всесторонний анализ, считает юрист Сергей Уткин. Запрет на свободу передвижения, напомнил он, уже применяется по отношению к выезжающим за рубеж: граждан не выпускают за границу, пока те не погасят долги. Аналогичным образом мера может работать и в отношении водителей, уклоняющихся от уплаты штрафов.

«Право на передвижение в принципе может быть ограничено законом. Сегодня у нас уже есть такое ограничение по выезду за границу. Раз сегодня уже работает норма, которая позволяет судебным исполнителям ограничивать свободу передвижения, значит, точно по такой же схеме, если в законе это будет прописано, то это можно будет законно и правомерно применять и к автомобилистам.

Другой вопрос – ее целесообразность! Это нужно понять прежде, чем депутаты за такой закон проголосуют и президент его подпишет. С точки зрения судебных исполнителей, взыскателей, это, конечно же, целесообразно. С точки зрения должников, естественно, нет. Надо искать «золотую середину». Я пока не готов сказать, нужна или нет эта мера. Надо анализировать насколько она поможет, насколько ущемит права должников. Потому что совсем уж превышать пределы, переходить цивилизованные рамки нельзя. Мы не можем возвращаться к каким-то древним способам: сажать людей в долговую яму и не выпускать, пока родственники за него не заплатят», – подчеркнул Уткин.

По его словам, было бы интересно изучить зарубежный опыт: узнать, как это происходит в развитых странах. Как раз об этом нам рассказал председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. За всю историю своих путешествий по европейским странам (а их было немало), подобных ограничений в передвижении он не встречал.

«Я достаточно много поездил по Европе и сам лично таких запретов не встречал, ко мне подобных вещей не применялось. Но у меня и долгов никаких нет. Я не припомню, чтобы подобная практика вообще там применялась. Насколько мне известно, в Европе такого нет. У нас ведь действует такая система: когда есть штраф и судебное решение по этому вопросу, то каким-то образом их взыскивать – это задача не дорожной полиции, а судебных исполнителей. Насколько мне известно, ограничивать перемещение гражданина по стране можно с помощью судебного запрета. Если такового нет, то, я так понимаю, что это незаконно», – отмечает эксперт.

Ужесточение мер Эдоков поддерживает, но лишь с оговоркой «оно должно идти только цивилизованным путем». 

«Судя по информации в прессе, те же ДВД озвучивают огромные суммы. Люди годами не платят штрафы, потому как никаким образом это их не ограничивает. Только если они начинают переоформлять машину, тогда их проверяют, и приходится оплачивать. А так эти штрафы могут «висеть» и не волновать владельцев.

Поэтому меры обязательно нужно ужесточить, чтобы это было как кара небесная. Подобная инициатива должна быть направлена на наведение порядка в плане неотвратимости наказания: если нарушил, то без разницы большой черный джип у тебя или маленькая старенькая машинка, штраф должен быть тобой оплачен. Никаких исключений», – сказал Эдоков.

В необходимости ужесточения мер наказания на неуплату штрафов уверена и член Общественного совета города Алматы Дана Шаяхмет. Однако, по ее словам, сначала нужно отладить систему учета штрафов и прочие сервисы.

«Неуплата штрафов – это несерьезное, безответственное поведение граждан, за которые какие-то определенные санкции должны применяться. Практика с запретом на выезд за рубеж показала, что люди начинают просчитывать это и не тянут слишком долго с выплатой.

Однако уже было несколько случаев, когда штраф появлялся в базе дважды! С учетом того, что у нас не сильная система учета и снятия с учета штрафов, должны улучшаться автоматизированные системы и проводиться разъяснительная работа с населением. Сейчас при таких сбоях для снятия штрафов приходится ездить в обычный ЦОН по прописке, потом в спецЦОН. Когда эти условия будут налажены, тогда можно внедрять нововведения. В ином случае можно оказаться под серьезным гневом общественности, поскольку ни люди, ни сама власть не будут к ним подготовлены», – сказала Дана Шаяхмет.

При этом она отметила, что прямой связи между новой инициативой по взыскиванию штрафов и целью разгрузить Алматы от большого количества автомобилей не видит.

«Общественность уже несколько лет обсуждает чрезмерное количество автотранспорта в Алматы именно в аспекте загрязнения города. Если ограничить въезд районных, областных машин, мы можем обеспечить чистый воздух. Но в случае со штрафами я такого подтекста не вижу.

При сокращении числа личных автомобилей должна быть хорошо организована система общественного транспорта. Особенно в плане выезда за город. Мы же хорошо видим, какие на «Саяхате» огромные пробки. Значит, пока власти не могут обеспечить, чтобы граждане могли спокойно, с таким же комфортом выезжать за пределы города на общественном транспорте» – сказала Дана Шаяхмет.

Пока что запрет на въезд и выезд из Алматы официально не введен. Но тот факт, что возникла необходимость ужесточения мер по взысканию штрафов, смело может указывать на то, что прежние механизмы оказались бесполезными. Причем как в случае с государственными судоисполнителями, так и с частными.

 

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.