Простить как Есентаева: жертвы насилия и юристы боятся последствий
После кровавого скандала в семье Баян Есентаевой тема прав женщин стала едва ли не самой обсуждаемой в Казахстане. Особенно, когда продюсер попросила суд оставить своего бывшего супруга на свободе. Хотя ее пример, конечно, не прецедент. По официальной статистике, казахстанки в большинстве случаев терпят насилие в семье и… прощают мужей-истязателей. В Алматы после звонка в полицию лишь 20 процентов жертв жестокости мужчин пишут на них заявление. Правда, как показывает практика, уже на вторые сутки они отказываются от своих жалоб. Такое примирение, говорят правозащитники, ни к чему...
Автор: Виталий Мантров
21.10.2016
рошему не приводит.
- Ты не готова его прощать ради детей?
- Может быть, когда-нибудь. Но никто не дает права браться за нож и вершить судьбу. Никто. Только Бог может решать судьбу человека.
Первое интервью Баян Есентаевой после того, как муж жестоко избил ее и нанес несколько ножевых ранений, не оставляло ни грамма сомнения в том, что жертва преступления будет добиваться серьезного наказания для своего обидчика. Но на этой неделе она неожиданно простила его и сообщила о своем решении на личной странице в интернете. Поклонники Баян реагируют по-разному.
- Вы... Просто большая молодец!
- Надо было его посадить! Он и дальше будет калечить другие жизни!
- Сильная женщина!
- Я думаю, зря вы его простили! Он ведь может снова совершить подобное...
21-летнюю Айгуль муж бил регулярно. Она пыталась жаловаться в полицию, но из-за влиятельных родственников супруга дело спускали на тормоза. Когда девушке все-таки удалось сбежать, она подала на своего истязателя в суд. При этом Айгуль решение Баян Есентаевой простить мужа не осуждает и даже поддерживает.
- Если сложится жизнь как у нее, у Баян Есентаевой, если бы у меня был ребенок побольше, тогда я бы тоже простила. Но не хотела бы, чтобы дети с ним общались, потому что в сердце же остается эта обида, что он сделал твоей матери больно и так далее.
За этот год к алматинским инспекторам по защите женщин от насилия поступило больше 3000 жалоб на мужчин. Они издеваются над ними словесно и физически. Жертвы терпят всё до определенного момента, но даже когда терпение заканчивается и они все-таки просят помощи у полицейских, вскоре снова прощают тиранов.
Майя Токсанова, старший инспектор по защите женщин от насилия:
- Предусмотрен штраф большой (200 МРП). Это бьет по бюджету семьи. Зная это положение законодательства, многие отказываются от возбуждения уголовного дела, то есть не обращаются сами в суд в порядке частного обвинения. И, во-вторых, они решают, что после данного обращения дети могут лишиться отца, то есть это грозит им разводом.
В Доме матери, куда попадают некоторые жертвы домашнего насилия, считают, что часто к трагедиям приводят казахстанские нравы. Женщины боятся осуждения родственников, поэтому терпят всё и от всех.
Аминат Джапуева, координатор общественного фонда «Дом матери»:
- Зачастую это казахский наш менталитет. Как говорится, ты нас опозорила, ты должна быть с семьей, ты женщина, ты должна терпеть и так далее.
Подсчитать, сколько на самом деле казахстанок мучают мужья, невозможно. Многие из них просто-напросто боятся кому-то рассказать о проблемах. Адвокат Айман Умарова в суде десятки раз вставала на сторону женщин, над которыми издевались. Она хорошо изучила психологию таких пострадавших и знает, почему они редко решают защищать себя.
Айман Умарова, адвокат:
- Банальная любовь. Вот он бьет, а она его любит, плачет, приходит, потом прощает. Я говорю: любишь? Он тебя бьет. Он тебя за человека не считает. Вот такие есть женщины. Второе, это у казахов – ұят. Стыдно пойти, сказать. Третье, если женщина где-то известная, она стесняется это говорить. А четвертое, это самое такое распространенное, это страх. Зачастую так забивают женщин, что они боятся обратиться: «если ты это сделаешь, я отниму твоих детей» и так далее.
Умарова говорит: когда женщина из-за любви, стыда или страха прощает насильника, с которым соединена узами брака, потом всю жизнь вынуждена терпеть боль. Гласность, по мнению адвоката, хорошая защита в борьбе с теми, кто не считает зазорным поднять руку на слабую. Неожиданное требование Баян Есентаевой, сменившей фамилию на Максаткызы – не лишать бывшего супруга свободы – адвокат понимает, но надеется, что виновный все-таки получит по заслугам.
Айман Умарова, адвокат:
- Это ее право, что она прощает. Она может быть человек щедрой души. Мы же не знаем причину. Но это не означает, что суд должен давать приговор, не связанный с лишением свободы. Абсолютно нет. Если суд должен быть справедливым, то он должен дать такому человеку обязательно соответствующее наказание.
Правозащитники советуют женщинам не подражать звездным кумирам: не терпеть побои, а обращаться в полицию, не пытаясь отстоять место в семье своими силами. Иногда это приводит к тому, что жертвы мужей сами оказываются за решеткой: когда терпению приходит конец, обиженные дамы порой сами хватаются за нож...
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!