{metadescription}
Интервью Артура Платонова с министром экономического развития и торговли РК Жанар Айтжановой

Интервью Артура Платонова с министром экономического развития и торговли РК Жанар Айтжановой

Артур Платонов: Жанар Сейдахметовна, вам большое спасибо, что вы уделили время и согласились ответить на вопросы наших телезрителей. Очень много вопросов по Таможенному союзу, людей волнует, как это скажется на ценах? Жанар Айтжанова: Прежде всего, для Казахстана значение Таможенного союза, вы знаете, что у нас интеграционные процессы идут еще с 1995 г, а на пространстве СНГ - это зона свободной торговли, т.е. де-юре все товары стран СНГ друг другу на территорию должны поступать без оплаты таможенных пошлин. Де-факто существуют административные барьеры, нетарифные барьеры....

>Артур Платонов: – Люди платят больше в итоге? Жанар Айтжанова: Или товар не поступает. Потому что, несмотря на то, что нет пошлин, есть таможенные посты. Есть ветеринарная инспекция, есть сан. инспекция, и поэтому наши товары, если говорить о российском рынке, возьмем животноводческую продукцию – мясо. Есть заинтересованность в экспорте продукции, есть возможность расширить производство и увеличить наше производство за счет экспорта, за счет расширения рынка сбыта на российский рынок. Но, в тоже время, кроме 4-х северных областей ветеринарные органы Российской Федерации из других областей мясо не пропускают. Артур Платонов: – В общем, препятствуют. Жанар Айтжанова: Препятствуют. Вроде бы таможенных пошлин нет, существует зона свободной торговли, а де-факто товары. Артур Платонов: – Т.е. фермерам это выгодно будет, они зарабатывают больше? Жанар Айтжанова: Для сельскохозяйственного сектора мы считаем это, прежде всего, выгодно. Артур Платонов: – Т.е. фермеры смогут торговать в России? Жанар Айтжанова: И не только фермеры. Это, как пример, привела. У нас идет унификация и гармонизация технических регламентов, это требования по безопасности любой продукции. Вы, наверное, из прессы знаете, что Российская Федерация уже 19 технических регламентов позаимствовала у Казахстана. Потому что в рамках подготовки к вступлению в ВТО мы тесно работали с европейскими экспертами и привели наши технические регламенты в соответствии с нормами ВТО и ЕС. Для нас важно, чтобы наша продукция имела в будущем возможность проникать на европейские рынки и точно также требования к европейскому. Артур Платонов: – Нам всем нужна конкуренция, но вот предпринимателям нашим, особенно из разряда спекулянтов, это совсем не нужно. Жанар Айтжанова: Но вот для предпринимателей наших, это и для нашей экономики Таможенный союз - это новые горизонты, новые возможности. Теперь все зависит от того, как наши предприниматели, и мы, государственные органы, вместе воспользуемся нашими возможностями. Если говорить о налогах, о налоговом бремени на предприятии, то по всем налогам, которые платят наши предприятия, включая НДС, в Казахстане самый низкий налог. Вот НДС у нас 12% Артур Платонов: – А почему же цены тогда высокие на разные категории товаров? Жанар Айтжанова: Во-первых, мы зависим от импорта по многим видам товаров, в особенности если вы имеет в виду широкого потребления товары и техника, машины, мы зависим от импорта. К нам они завозятся по тем ценам, которые обозначены в договоре о купле-продаже, цены устанавливаются там. Потом эти товары проходят через таможенную чистку, и, зачастую, те цены, из которых платятся НДС, с которых платится таможенная пошлина, они занижаются или они являются, на самом деле, низкими - это одно из двух. Артур Платонов: – Зато накрутка увеличивается потом. Жанар Айтжанова: Потом, когда идет к конечному производителю, по некоторым видам продукции накрутка идет в 5- 6 раз. Я хотела бы отметить, что в закон по регулированию торговой деятельности Казахстана мы вносим изменения для того, чтобы на самые социально чувствительные товары, перечень которых будет утверждаться правительством Казахстана, каким-то образом будем регулировать цены. Артур Платонов: – Каков перечень, скажите, пожалуйста, хотя бы основные… Жанар Айтжанова: Это продовольственные товары, потому что самый социальный товар и цены, конечно же, сразу влияют на благосостояние нашего населения, поэтому это продовольственные товары, а др. товары мы сейчас уточняем. Артур Платонов: – Т.е. мы имеем право на свое усмотрение Казахстан выставлять определенные условия? Жанар Айтжанова: Это наша национальная прерогатива. Конечная цена товара, как мы уже сказали, пока она дойдет от производителя до места, где товары будут реализовываться, то у нас, как правило, несколько торговых операторов участвуют. И каждый имеет свою… Артур Платонов: – Вы корректно сказали, т.е. каждый имеет свою долю какую-то Жанар Айтжанова: Свою выгоду. И поэтому, именно на социально-значимых, конечно это рыночная экономика, цены должен регулировать рынок. Но, в то же время, в социальных целях мы считаем, что на конкретный перечень этот перечень не должен быть очень большим. Он должен быть на самом деле именно на ту продукцию, кот. необходима для нашего населения для ежедневного потребления. Когда речь идет о тех пошлинах и взаимодействии этих пошлин на товары, которые входят в структуру индекса потребительских цен, то нужно отметить, что на продовольственные товары, в рамках договоренности о единых таможенных пошлинах, мы не меняли. Артур Платонов: – Т.е. таможенный союз никак не повлиял на рост цен на продовольствие? Жанар Айтжанова: Потому что таможенные пошлины это единственные Артур Платонов: – А вот на снижение может повлиять, если российский товар? Жанар Айтжанова: На снижение он может повлиять. В конечном итоге, мы должны заботиться о потребителях в первую очередь и о производителях-налогоплательщиках также, которые создают рабочие места. И чем больше они смогут продавать на рынок России, тем больше возможности мы создаем им для развития своего производства. Что касается конечной продукции, конечно же, им нужно конкурировать. Они конкурировали, и они находят свою нишу. Артур Платонов: – Недовольство наших производителей понятно, положим, некоторых они там 200 – 300% накручивали, им конкуренция не нужна Жанар Айтжанова: По некоторым видам товаров, мы специально делали по технике, там в 5-6 раз разница. Артур Платонов: – С автомобилями больше всего вопросы задают. Таможенный союз он что дает, российские машины, я имею в виду, в данном случае не Лады, а вот те заводы, которые выпускают иномарки, они могут быть для наших людей дешевле, для наших граждан? Жанар Айтжанова: Было принято специальное решение комиссией Таможенного союза разрешить 19 предприятиям Российской Федерации, которые, причем, именно иномарки, которые популярные ... Артур Платонов: – Там даже БМВ есть. Жанар Айтжанова: Эти машины будут заходить без уплаты таможенных пошлин, свободно. Артур Платонов: – Они станут дешевле? Жанар Айтжанова: Они могут заходить на сегодняшний день беспрепятственно, без уплаты таможенных пошлин. Я бы хотела сказать, что эти пошлины 35 и 25%, 25 на новые и 35% на старые, на поддержанные автомобили - это были те пошлины, которые Российская Федерация использовала как антикризисные меры в защите российского автопрома. Артур Платонов: – Т.е. они свой рынок защищали Жанар Айтжанова: Конечно, они свои предприятия защищали. Артур Платонов: – А нам что с этого? Жанар Айтжанова: Теперь мы ставим вопрос о том, чтобы вернуться к докризисным ставкам - это для старых автомобилей 25%, и для новых авто в районе 20% импортные пошлины. Артур Платонов: – Т.е. возможно еще будут пересмотры этих пошлин. Жанар Айтжанова: Эти пошлины будут пересмотрены, поэтому мы сейчас ведем как переговоры с российскими предприятиями как по открытию автосборочного предприятия здесь на базе Азияавто и комп «С». Я сейчас даже не буду называть какие будут, где-то около 50 тысяч автомобилей в год, это как бы… Артур Платонов: – Т.е. это приличное количество рабочих мест для людей. Жанар Айтжанова: Конечная цель этого проекта. Хотела бы отметить, каким образом работает комиссия Таможенного союза, какие вопросы делегированы комиссии Таможенного союза на сегодняшний день принимает решение исключительно по вопросам касательно торговли. В комиссии представлены от каждого правительства на уровне первых замов председателей правительств. Вот это члены комиссий. 3 члена комиссии Первые вице-премьеры. От нас это Шукеев У. и пока все три стороны не согласятся с тем или иным решением комиссии, то это решение - оно не принимается, 3 вице-премьера на своем уровне решают эти вопросы только через полное согласие и согласование с национальными правительствами и с национальными экономическими интересами. Поэтому говорить о том, что теперь все будет решать Москва или Российская Федерация или же Беларусь вместе с Российской Федерацией, не приходится Артур Платонов: – Вам спасибо большое, Жанар Сейдахметовна, всего доброго и успехов в работе. Жанар Айтжанова: Спасибо Вам.

Вчера

17 января

Новости партнеров

Сейчас в эфире