«Оңай»: отменить нельзя привыкнуть
В минувшем 2015 году транспортная система крупнейшего казахстанского мегаполиса – Алматы, претерпела несколько кардинальных изменений. Они коснулись как владельцев личного авто, так и пассажиров транспорта общественного. Реакция населения была неоднозначной, и в оценках нововведений доминировало именно негативное отношение к новшествам. Хотя власти со своей стороны уверяют – все это делается на благо народа.
Автор: Наталья Батракова
Так, 15 июня 2015 года в городе впервые появилась автобусная полоса. Несмотря на уверения властей о пользе этого новшества, «выделенку» жители города не поняли и невзлюбили. Чуть позже практика показала, что попытка властей разгрузить таким способом главную улицу, ускорив продвижение по ней автобусов и трамваев, привела к увеличению ДТП в особо узких местах проспекта. В середине октября злосчастную разметку пришлось частично демонтировать, несмотря на предыдущие ярые заявления властей о непоколебимости их решения.
Кроме того, после ряда крупных ДТП с участием трамваев власти города решили отказаться от этого «взбесившегося» вида транспорта. В данный момент трамваи ходить перестали, и что будет с ними дальше, пока не ясно.
Третьим крупным изменением в системе общественного транспорта, условно разделившим жизнь алматинцев на «до» и «после», стало введение системы электронного билетирования «Оңай». Как утверждают в «Транспортном холдинге Алматы», система вводится для упорядочивания того хаоса, что развелся в этой отрасли. За счет электронного билетирования транспортники надеются подсчитать точный объем пассажиропотока, вывести из теневого оборота средства за оплату проезда и выявить количество людей, нуждающихся в льготах. Однако ни водители, ни пассажиры всех благ, даваемых картой «Оңай», опять-таки не поняли и в своих гневных комментариях в соцсетях окрестили систему «антинародной» и «неклиентоориентированной».
Разберемся, что же представляет собой этот пластиковый прямоугольник, ставший причиной стольких споров за последние полгода.
Плюсы и минусы новой системы
По последним данным «Транспортного холдинга Алматы», на руках у жителей южной столицы сейчас имеется 894 689 карт «Оңай». Соответственно, столько же мнений об этой новой системе. Опрос пользователей карточек показал, что у системы есть весомые преимущества перед оплатой наличными, но есть и ряд недостатков, над которыми стоит поработать.
Анастасия Малюкова, менеджер проектов:
«Новая система теоретически должна была быть удобной, но, поскольку у меня есть с чем сравнивать (та же московская «Тройка»), мнение свое уже сложилось, и оно не в пользу этой системы. Однако давайте по порядку.
Плюсы:
1. Нет необходимости выискивать 80 тенге себе или тем более 40 без сдачи ребенку. Все уже заранее продумано и закинуто на счет;
2. По заверениям создателей системы, размагнититься карта не может, ибо нечему там размагничиваться;
3. По задумке, карта – единая для всех видов транспорта, включая подземку.
На этом видимые плюсы закончились.
Минусы:
1. Если ребенок идет в школу в семилетнем возрасте, карту ему сделают «как только, так сразу, поскольку делается она единым заказом на всю школу», соответственно, несколько недель, а то и месяцев ребенок катается «зайцем» на свой и родительский страх и риск. То же касается абитуриентов и людей в начале пенсионного возраста - или плати по полной, или катайся зайцем;
2. Если карта школьника/студента/пенсионера утеряна, восстановление занимает неопределенное время и, кстати, является платным, что влечет за собой дополнительные непредвиденные расходы;
3. Вы когда-нибудь катались на автобусе в час пик? Только не так, чтобы от конечной до конечной, а в середине маршрута. Когда даже зайти в автобус проблематично, не говоря уже о том, чтобы картой дотянуться до расположенного где-то в центре оплатоприемника. И как быть, если вы зашли в переднюю дверь, а работает только тот, который рядом с задней дверью? Передавать карту? Я лично не рискнула бы передавать личную карту, мало ли что мне вернут (при всем уважении к жителям и гостям нашего города);
4. Несчастные гости нашего города вообще в «шикарном» положении оказываются – они фактически дарят 320 тенге, ибо если вы приехали на один день (а частенько жители пригорода и области приезжают на день, например, на барахолку), и у вас каждая минута на счету, найдется ли у вас время и возможность обменять карту и чек на деньги? Да и закинуть меньше, чем 200 тенге, невозможно (имеется ввиду терминал оплаты). Получается, приехал и горстку денег вывалил и городу подарил. Нигде на вокзале я не видела обозначения «здесь вы можете обменять карту «Оңай» на деньги»;
5. Пересадка в случае поломки автобуса. В теории, водитель должен связаться с «оңайщиком», который приедет и пересадочный талон припишет к каждой карточке каждого пассажира. В реальности даже 15 минут потери времени могут быть критичны, и пересаживают людей в первый же пришедший рейсовый автобус. Значит, кто не может по каким-то причинам ждать – платит дважды;
6. До сих пор не ясна проблема двойных снятий с карты на одном и том же оплатоприемнике (у самой как-то однажды сняло дважды). Создатели системы говорят - «невозможно», пассажиры говорят – снимает дважды, и пассажирам я верю больше;
7. Нет привязки баланса к какому-то личному счету. Если я пополнила, например, на пять тысяч в расчете на месяц поездок, но потеряла карту - по сути, я подарила и потеряла еще и эти деньги. Куда они пошли? Кто такими «потеряшками» распоряжается? А ведь дети и пенсионеры часто теряют проездные и прочие мелкоформатные документы».
Денис Потапов, программист:
«Лично мне «Оңай» очень даже по душе. Крайне удобно не думать о том, есть ли у тебя мелочь на проезд, не забегать куда-нибудь менять наличные. Закинул на карточку деньги в Homebank - и все, можно ехать. Очень удобно. Карточку я купил почти сразу, как эту систему ввели, в ларьке на остановке. Каждый день проезжаю полгорода и вижу, что этих самых ларьков достаточно много. Проблем за два с лишним месяца лично у меня не было. Терминал всегда мою карту считывает, контролеры почти всегда ее нормально проверяют. Было пару раз, что у контролера отобразилось, что я не оплатил проезд, хотя это было не так. Но они у меня просто спрашивали «Оплачивал?» и все. Надеюсь, что теперь водители перестанут собирать деньги с пассажиров, а их работодатели смогут увидеть, сколько же на самом деле может приносить денег общественный транспорт в Алматы».
Анастасия Медынцева, видеоинженер, телеведущая:
«По сути, инициатива и система неплохие, но этот обязательный переход на безнал очень неудобную ситуацию создает. В Питере, например, есть проезд и по карточкам, и за деньги. Ходит кондуктор, проверяет карты и выдает билеты. А мы так не можем, потому что воруют. Причем я уверена, что и в Питере воруют. Но то ли меньше, то ли аккуратнее. Получается грустно, ведь воруют одни, а неудобно другим. Это раз. Еще минус в том, что карты не именные. То есть я могу закинуть пять тысяч, потерять карту, и по ней спокойно будет ездить кто-то другой. Ничего особенно плохого в системе не вижу, прогресс – он и в Африке прогресс, будь он сколько угодно отрицаем ретроградами».
Байки про «Оңай»-ки
После полного перехода на безнал, который произошел 11 января 2016 года, в городе стали распространяться различные слухи на счет того, что карточки «Оңай» «съедают» деньги. У одних «бесследно» исчезали средства с баланса карты, у других якобы деньги после проверки контролерами списывались, третьи заявляли, что система берет оплату в двойном размере. Однако «Транспортный холдинг» настаивает, что все эти случаи – выдумка невнимательных пассажиров, и предоставляет возможность получить детализацию трансакций.
Кроме того, алматинцев пугали тем, что терминал «Оңай» можно вывести из строя с помощью Bluetooth и еще каких-то магнитиков. Комментируя эти слухи, председатель Ассоциации перевозчиков Алматы Роберт Кан заявил, что подобные разговоры – это вымыслы, чтобы не платить за проезд. То есть повлиять на систему «Оңай» не могут ни сами гаджеты, ни их владельцы, даже с экстрасенсорными способностями.
Обещания
Работа по совершенствованию функционирования системы «Оңай» постепенно продвигается. В начале декабря 2015 года каждую станцию метро оборудовали терминалами оплаты. По данным холдинга, в первом квартале текущего года оснащение метрополитена терминалами «Оңай» будет продолжаться.
Между тем, ежемесячно сдвигается срок запуска сайта, позволяющего регистрировать единые транспортные карты. Это дает повод жителям продолжать сетовать на безвозвратную утерю своей карточки с большой суммой на счету. В «Транспортном холдинге» отвечают, что как раз работают над этим.
Также алматинцам пообещали вернуть проездные. Ожидается, что появятся они в марте и школьные будут стоить 1 тысячу тенге, пенсионные – 2 тысячи тенге, студенческие – 3 тысячи тенге. Многие жители отмечают, что с проездными им стало на порядок проще рассчитывать свой месячный бюджет, да и просто трат стало ощутимо меньше.
Большие планы
Представитель ТОО «Транспортный холдинг Алматы» Рифат Абдураманов в интервью КТК рассказал о дальнейших планах о расширении функций карт «Оңай» и прокомментировал возможность внедрения аналогичной системы в других городах Казахстана.
«Любую технологию можно интегрировать. Мы сейчас готовим франчайзинг, описываем все процессы. По большому счету, мы готовы будем предоставить нашу технологию для всего Казахстана. Заинтересованная сторона может прийти к нам, получить франчайзинг и делать в своем городе практически подобное. По моим данным, в Шымкент уже две компании приходили, и одна меморандум заключила, и вторая - а воз и ныне там. Возможно, к концу первого квартала 2016 года, если у нас будет все готово, то мы и в Шымкент зайдем.
Ограничений по городам нет. Там, где есть автобусы, где есть пассажиры, эту систему можно ввести. Во всем мире уже есть электронное билетирование, вне зависимости от размера городов и количества жителей. Ну вот у нас сколько городов в Казахстане? 80 с лишним. Почему бы везде это не сделать? Тем более, есть пример, опыт есть. К нам приезжали консультанты из Голландии, у них система электронного билетирования внедрялась 14 лет. У нас электронное билетирование запустилось менее, чем за год. Как говорят данные по транзакциям - мы уже вышли на приличный уровень, дойдя за два первых месяца до миллиона транзакций. Сейчас у нас уже более пяти миллионов за один месяц, и это только начало.
Мы сейчас вообще идем к тому, чтобы транспортная карта «Оңай» стала настоящим полноценным платежным инструментом. Чтобы не только в транспорте люди могли ею оплачивать, но и могли получать скидки фактически везде – в кинотеатре, супермаркете, аптеке.
Сейчас транспортная карта – наиболее часто используемая карта в арсенале любого гражданина. Вот у меня есть несколько банковских карт, на которые я зарплату получаю и так далее, но я пользуюсь ими от случая к случаю. А если я езжу на общественном транспорте - карту «Оңай» я вытаскиваю как минимум два раза в день. Она становится очень серьезным ядром. В дальнейшем люди с ее помощью смогут платить везде.
Мы сейчас ведем переговоры со многими поставщиками услуг и товаров, чтобы они давали скидки и бонусы по нашим картам. Почти 900 тысяч карт – это уже большая сумма, большой объем. Со временем для горожан вообще может стать проезд в общественном транспорте условно бесплатным только за счет того, что будут бонусы. Мы хотим сделать из «Оңай» полноценную карту для алматинца. Когда мы этот вопрос решим, люди забудут о том, что эту карту приходилось пополнять только для того, чтобы проезжать в общественном транспорте. И тогда им разницы не будет, какой тариф. Дело за малым осталось – все эти функции вместить в нашу карту».
Источник фото: yvision.kz, altyn-orda.kz, radiotochka.kz, kazradio.kaztrk.kz.