{metadescription}
Штраф за водительскую беспечность – мнение экспертов

Штраф за водительскую беспечность – мнение экспертов

В Министерстве внутренних дел РК всерьез задумались о введении нового штрафа для беспечных автолюбителей за игнорирование штормовых предупреждений.

Замминистра МВД Владимир Божко, озвучивший эту идею в эфире телеканала КТК, пообещал, что всех поголовно штрафовать или арестовывать не будут, но признался, что к нему уже поступали предложения предъявлять водителям счет за спасение их жизней. Объяснение простое – для каждой операции экстренные службы «жгут» сотни литров топлива, а сами спасатели рискуют своим здоровьем и жизнью. В СМИ регулярно появляются сообщения об освобождении из снежного плена сразу по несколько сотен человек, как это было, например, в Костанайской и Актюбинской областях и Заилийском Алатау.

Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков заявил, что причины такого рода заявления ему, в общем, понятны, однако действенных механизмов реализации подобных запретов и тем более выписывания штрафов он не видит.

«Вы знаете, тут можно совершенно понять МЧС (Ред. – Комитет по ЧС МВД РК), потому что такой беспечный гражданин, понадеявшись на свою сноровку, смелость, застревает на трассе, и потом МЧС вынуждено бросать людей, технику, вертолеты иногда и прочее, чтобы этих людей спасти буквально от неминуемой гибели. Понятно, что человеческая жизнь важна, и МЧС будет и дальше все это делать, но, действительно, глупость и беспечность должна каким-то образом наказываться. В целом я поддерживаю эту идею. Если действительно существует опасность снежных или еще каких-то катаклизмов, то я думаю, что стоит гражданам более разумно относиться к своей жизни и экономить средства МЧС. Их может не хватить кому-то, кому они реально нужны!» – считает Эдоков.

В то же время руководитель автосоюза подчеркивает, что претворить эту идею в жизнь в казахстанских реалиях будет весьма проблематично.

«Тут, видимо, это надо как-то на законодательном уровне у нас менять. Вот, например, что считать уведомлением? Они уведомляют посредством SMS, либо могут еще по радио сообщить, может быть, по телевидению. Но, а если я, допустим, нахожусь в далеком ауле, нет у меня ни телевидения, ни радио, и телефон там не берет, SMS-ка не пришла, или еще что-то такое. И тогда что? И я поехал и застрял. И приезжает МЧС и мне штраф выписывает? На основании чего? В этом случае надо задуматься, каким образом получать гарантированное подтверждение того, что гражданин получил уведомление МЧС. Если он получил, тогда можно ему предъявить, что он беспечный, несознательный, а если просто не получал, тогда как? То есть, эта идея в общем-то понятная, но на счет ее реализации – я сомневаюсь, что это возможно», – добавил Эдоков.

Кроме того, он прокомментировал одну из названных Владимиром Божко причин необходимости внедрения подобного штрафа – нехватку персонала для перекрытия всех трасс в моменты непогоды.

«В МВД и МЧС всегда говорят, что не хватает людей. И действительно, когда происходят различные природные катаклизмы, людей, технических средств, машин всегда не хватает.  Но это обычная история, их реально не хватает. И помимо основных, центральных магистралей, дорог, шоссе есть ведь еще какие-то небольшие проселочные, грунтовые дороги, по которым можно объехать, допустим, тот пост, где большая дорога закрыта, и где-то вынырнуть, выехать и попасть потом в тот же буран. Реально в Казахстане огромное количество дорог, и все их перекрыть, конечно, вряд ли возможно. Поэтому, скорее всего, они действительно не могут физически перекрыть все», – заключил Эдоков.

Между тем, руководитель ОО «Общество содействия автомобилистам» (ОСА) Руслан Лазута считает, что подобное предложение не имеет серьезного обоснования для внедрения.

«Я в очередной раз говорю, что и министра (Ред. – МВД РК), и всех его замов, в частности Божко, необходимо уже менять. В очередной раз абсолютно какие-то бредовые идеи, которые очень сложно комментировать. Именно ведомство Божко, которым он заведует, обеспечивает безопасность водителей, и когда приходят метеорологические сводки, то именно МЧС первое оповещает структуры в данном случае дорожной полиции, которые перекрывают трассы. Если они будут своевременно перекрыты, то ни один вменяемый человек не поедет в пургу. Это настолько очевидно, что даже говорить смешно! Вторая проблема. Я не открою секрет о том, что за взятку порядка 2-3 тысяч тенге свободно можно с инспектором договориться, и он выпустит машину, несмотря на то, что они обязаны перекрывать трассу. Такой информации достаточно на наших ресурсах. Если замминистра не может совладать со своими подчиненными, то грош цена такому замминистра. Его надо увольнять только за одну такую продекларированную идею», – считает руководитель проекта «ОСА» Руслан Лазута.

К инициативе властей эксперты отнеслись неоднозначно. Указанные ими недостатки в системе могут стать реальными проблемами при реализации подобной идеи. Хотя если придется выбирать между человеческой жизнью и энным количеством МРП, выбор будет очевиден. Быть новшеству или не быть, еще предстоит решить новым народным избранникам, которых казахстанцы, кстати, еще только будут выбирать. И то, при условии, если полиция все-таки решится вводить такой необычный штраф. Скорее всего, ситуация более или менее прояснится до следующей зимы. В любом случае самым лучшим контролером была и останется сознательность водителя.

 

Новости партнеров

Сейчас в эфире