{metadescription}
Казахстан спасет развитие внутреннего рынка и импортозамещение – Шибутов

Казахстан спасет развитие внутреннего рынка и импортозамещение – Шибутов

К 13-месячному сроку членства Казахстана в Евразийском экономическом союзе простому казахстанцу его достоинства кажутся все более трудноопределимыми, а перспективы – туманными. Мы попросили эксперта по вопросам интеграции, политолога и представителя Ассоциации приграничного сотрудничества Марата Шибутова дать оценку происходящему на международной экономической арене.

- В январе 2016 года исполнился ровно год членству Казахстана в ЕАЭС. Что можно сказать об итогах и достижениях союза?

- Если взять ситуацию в целом, то на первый взгляд все плохо. Товарооборот в деньгах и инвестиции падают, в СМИ постоянно говорят о взаимных скандалах и так далее – хороших новостей нет. Но это больше вина казахстанских СМИ, которые на постсоветском пространстве «желтеют» со страшной скоростью, поэтому быстро разучиваются писать о чем-нибудь, кроме аварий, задниц узбекских певиц и того, что кто-то в интернете в очередной раз чем-нибудь возмущен.

В реальности же все дело в мировых ценах на сырье, которые резко снизили стоимость большинства экспортных товаров стран ЕАЭС, а затем привели к масштабной девальвации валют. В результате стоимость товаров упала, а товарооборот в денежном (но не в физическом) отношении снизился. Однако наблюдается всплеск торговли за счет покупок физическими лицами. Плюс продолжает расти число действующих совместных предприятий, с Россией их уже 5840 – первое место среди остальных членов союза, кроме того, наши инвесторы покупают предприятия в РФ. Продолжается выход наших компаний на российский рынок –  пусть это в основном пищевая промышленность и сельское хозяйство, но, тем не менее, это не просто уголь или окатыши. Я уже не говорю про трудовую миграцию – от 600 до 700 тысяч казахстанцев живут и работают в России, а в Казахстане работают 13,5 тысяч россиян, что для обеих стран снижает проблемы с занятостью. Ну а сейчас, когда понятно, что такая экономическая ситуация установилась надолго, сотрудничество будет углубляться и становиться более долгосрочным – деваться больше некуда.

- Воплощается ли в жизнь мечта об адекватной современной альтернативе СССР?

- На мой взгляд, нет и не было никакой альтернативы СССР – разве что в голове уж совсем сектантских людей, вроде НОД-овцев. ЕАЭС сегодня выступает как аналог НАФТА и Европейского экономического сообщества и является антиподом СНГ. Ну а если говорить о мечтах, то ЕАЭС – это воплощение программы «10 шагов навстречу простым людям», озвученной Нурсултаном Назарбаевым в 1998 году и принятой Казахстаном, Россией, Беларусью и Кыргызстаном. 

- Какие у нас экономические перспективы в ЕАЭС? Что из запланированных благ для народа не получилось воплотить в жизнь?

- Сейчас трудно об этом говорить, потому что основные участники ЕАЭС в данный момент заняты процессом разработки и принятия собственных антикризисных программ, и поэтому куда и как кто пойдет – неизвестно. Также ситуацию усугубляет украинский кризис, но, думаю, примерно к апрелю ситуация станет более определенной. Перспективы простые - развитие внутреннего рынка и импортозамещение во всех возможных направлениях, начиная с самых простых вещей, вроде картошки. В принципе, можно говорить о том, что для простых людей резко улучшилась ситуация с трудовой миграцией, с перемещением товаров для физических лиц, с признанием дипломов.

- Кто следующий на очереди во вступление в ЕАЭС? Чем это грозит Казахстану в политическом и экономическом смыслах?

- Я не думаю, что сейчас в ЕАЭС будет происходить расширение – тот же Кыргызстан с большим трудом вошел в ЕАЭС, и пока большой пользы от него не видно. Главный лоббист механистического расширения союза, Россия, сейчас занята Сирией и Украиной – ей не до этого. Поэтому я бы сказал, что пока пять участников – это все. Дальнейшее расширение будет только за счет установления зон свободной торговли - на очереди Вьетнам (точно, в данный момент происходит ратификация соглашения), затем Иран (это решится в течение года). Интеграционные объединения не терпят суеты, тут переговоры идут по несколько лет, результаты от новых членов объединения становятся заметны только через пару лет, так что я бы это всегда учитывал в анализе. 

- Казахстан входит в массу союзов (ОБСЕ, ВТО, ШОС, СВДМА и так далее). Не слишком ли их много? Какие из них явно кажутся вам лишними?

- Каждое из подобных объединений, безусловно, для чего-то нужно. В современном мире каждая из стран состоит, как минимум, в паре десятков организаций, так что это нормально. Из организаций, в которых состоит Казахстан, на мой взгляд, вредная одна – это ЗСТ СНГ (Зона свободной торговли СНГ), которая создает проблемы ЕАЭС и была придумана Россией, чтобы удержать в своей орбите Украину. Есть также  одна не выстрелившая для нас организация – СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии). Все остальные союзы так или иначе полезны Казахстану.

- Остановилось ли на данный момент рассмотрение вопроса введения общей для ЕАЭС валюты как следствия появления самодостаточного рынка?

- Общая валюта нигде в документах ЕАЭС не фигурировала и не фигурирует. Возобновление дискуссии на экспертном (подчеркиваю – на экспертном, а не на официальном) уровне можно ожидать после 2025 года минимум. Именно тогда будут выровнены условия для финансовых институтов. Пока у нас банки не будут работать по единым правилам, которые прописаны в соглашение ЕЭП – говорить о единой валюте не имеет смысла. Да и в целом – мы имели удовольствие наблюдать печальный опыт внедрения евро и, мягко говоря, он не впечатляет. Выбор эмиссионного центра – очень сложная вещь, потому что кто держит эмиссию, тот и определяет стоимость денег. 

Если говорить о самодостаточном рынке, то могу сказать, что рынок и единая валюта – вещи, существующие в разных измерениях, и они друг с другом не пересекаются. Что вообще значит – самодостаточный рынок? Это рынок численностью около 200 миллионов, у которого сбалансировано внутреннее потребление, то есть большинство товаров производится внутри рынка, там же и потребляется. Такой рынок мало зависит от мировой конъюнктуры, и это, скорее, вопрос индустриализации и импортозамещения.

Источник фото: eksystems.ru.

Вчера

17 января

Новости партнеров

Сейчас в эфире