Как не стать жертвой «полицейского произвола» – советы юриста
Как не превратиться из свидетеля в подозреваемого в процессе расследования уголовного дела? Ход следствия довольно непредсказуем: важную роль может сыграть любая, даже пустяковая на первый взгляд, мелочь. Одним из главных моментов в расследовании является определение круга подозреваемых, которых потом ожидает суд и «этап». И если следователь допустит ошибку, то пострадают невиновные, а настоящие преступники уйдут от ответственности. Как быть с теми, кто решил помочь «распутать» дело и действительно ли он хочет оказать помощь органам...
Автор: Азамат Галеев
едствия? Одним из похожих случаев стало убийство студента-медика Ерасыла Аубакирова, вернее - момент, когда полицейским предоставили видео с избиением тогда еще живого молодого человека. Обо всем этом корреспонденту Ktk.kz рассказал юрист, руководитель проекта «Черный квадрат» Валерий Тараканов.
«Когда начинается производство предварительного расследования, обычно под подозрением находятся абсолютно все. Есть тупые преступники, у которых топор, молоток, кулаки и так далее. Есть те, кто делает это многоходово. Здесь, конечно, не та ситуация, где заговор четверых против бедняжки-мальчишки потерпевшего и так далее, но, тем не менее, надо учитывать движущие мотивы. Мы не знаем, кто там был, кто и как пришел и ушел, кто разжег костер этих неприязненных отношений, из-за чего все произошло – из-за обидного слова или в основе лежали финансы. Проверяют, как правило, абсолютно всех», - рассказал Тараканов.
Когда совершается преступление, продолжил он, собровцы, как правило, «упаковывают» всех. Разбирательство и выяснение, кто кем является, происходит потом.
«Когда всех начинают раскладывать по полочкам, становится ясно, кто вне всяких подозрений и святее, чем Папа Римский, а кто под подозрением. Надо четко понимать, что бывают и такие ситуации – я прихожу и говорю: господа хорошие, когда убивали парня, я находился там-то, мое алиби могут подтвердить такие-то, мое алиби закреплено моими звонками с такого-то адреса, но я пришел к вам, потому что хочу помочь расследованию. Мне в силу таких-то обстоятельств попали в руки вот эти детали и я вам их добровольно отдаю. Все это документируется, оформляется. А когда человек на вопрос «откуда» отвечает – какое ваше дело, тут начинают подозревать. Возможно, о сам это сделал и с целью переложить это дело на уже арестованных продумал тактику, принес улики и сказал - это принадлежит Иванову Ивану Ивановичу, а я тут не при чем. В следствии все может измениться в шесть секунд. Человека ищут, и все молчат, потом появляется подозреваемый, которого упаковывают в СИЗО, и затем все дружно говорят – а я тоже свидетель. Это всегда вызывает подозрения – почему ты молчал раньше, когда об этом говорили СМИ, мама его готова была чуть ли не заплатить выкуп? В принципе, можно было задействовать программу защиты свидетелей, но где же он был раньше», - разъяснил Валерий Тараканов.
Порой виновным является именно тот человек, которого никто не стал бы подозревать, сообщил эксперт. Так бывало и на его собственной практике.
«Однажды, когда я был еще начинающим следователем, мы сразу откинули версию с совершенно убитой горем женой погибшего: были молодые и верили… По всем параметрам, она не могла это сделать, как нам казалось. Отработали все версии и потом поняли, что зашли в тупик и вернулись обратно и нашли одну маленькую детальку – след от каблучка в глине возле трупа, который совпадал с отпечатком тупого твердого предмета на черепе убитого. Провели экспертизу, оказалось – она. Жена каблучками своих сапожек нанесла несколько ударов мужу по голове. Убивать не хотела, просто достал ее мужик», - поделился Тараканов.
Напомним, в Астане третьего февраля пропал студент столичного медицинского университета Ерасыл Аубакиров 1992 года рождения. Он вышел из дома по каким-то делам и больше не выходил на связь. Сокурсники забили тревогу, когда он не явился на сдачу экзамена. Молодого человека искали полицейские и сотни волонтеров. Десятого числа было найдено его тело со следами насильственной смерти. Полиция Астаны начала расследование по статье 99 УК РК, ч. 2, п. 7 («Убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору»).
Позже в интернет просочилась видеозапись с издевательствами над студентом, при этом происходящее снимал друг одного из арестованных по этому делу, который также оказался в столичном СИЗО. Имена подозреваемых по данному факту – Андрей Тихоненко, Виталий Шерстенев, Нурбек Әжімбай и Аян Мейрбаев.