Припарковаться в Алматы: миссия выполнима
Алматинская парковка. Произнесите эти слова вслух несколько раз, и вы почувствуете себя в клетке автомобиля отечественной сборки с навсегда замершим положением спинки сиденья, учуете неповторимый аромат нервного водителя в августовский полдник, услышите вскрики парней в желтых жилетах, а волосы у вас на голове зашевелятся от их энергичных взмахов руками и от ужаса, что, вероятно, в следующий раз парковочное место в южной столице вы не найдете. От слова "совсем".
Автор: Юля Золкина
Сложности с парковкой в Алматы, к сожалению, относятся к категории "жестокая реальность", поэтому в этой стихии каждый выживает как может. Летом все хотят стоять в тени, зимой – под крышей и поближе ко входу. А еще большая часть алматинцев предпочитает крупные, авторитетные модели джипов. Как говорила одна моя приятельница: "Чтобы в Алматы просто доехать из пункта А в пункт Б, твоя машина должна быть черной, грязной и страшной". Хочется добавить: еще она должна стоять поперек парковочного места. Раздражает? Ужасно. А что поделать? Оказывается, кое-что можно.
В России, например, существует некоммерческая организация "СтопХам", волонтеры которой и выступают против хамства и нарушений водителями правил дорожного движения, в том числе и парковки. "Стопхамовцы" позиционируют себя как членов федерального проекта и не стесняются время от времени в достаточно жесткой форме указывать автомобилистам на их ошибки. В этот момент невольно начинаешь задумываться: а прошел бы такой номер в нашем городе?
Динара Исабекова – PR-менеджер, консультант по социальным медиа и блогер. Кроме того, Динара – один из авторов и руководителей проекта "Я паркуюсь правильно", который прошел в Алматы в 2014 году. Участники проекта в сопровождении оператора и охранника работали на четырех парковках крупного торгового центра, где следили за тем, чтобы люди парковались как положено. На въезде на парковку автомобилистов, разумеется, предупреждали, что их нарушения фиксируются на видео. В случае, когда водитель допускал ошибки, ему вежливо объясняли, как поставить машину так, чтобы никому не помешать и всем хватило места. Проект длился три месяца, и за это время, по словам Динары, стало ясно, что ситуацию с парковками в южной столице можно изменить, если приложить к этому достаточно усилий.
- Мы сразу поняли, что будет непросто, потому что приучать людей к чему-то новому, указывать им на их ошибки и делать это вежливо, доброжелательно, с улыбкой и без оскорблений – очень сложно. У людей есть ряд устоявшихся правил и привычек даже относительно такой, казалось бы, мелочи, как парковка, а человеческое мышление нелегко поменять. Критику воспринимать сложно, но если подать ее в правильной форме – это работает. Для того, чтобы поменять сознание людей, нужно такой проект вводить в масштабе всей страны, и тогда через какое-то время - возможно, год или два – люди начнут парковаться как положено. Это будет иметь эффект при определенном внимании и финансовом вливании. К сожалению, парковщики, которые в данный момент трудятся, например, в Алматы, не могут оказать такую помощь водителям, для этого их нужно обучать. Мы, в свою очередь, также отказались от идеи использования волонтеров, а пригласили в проект людей, которым оплачивали их работу. Это позволило автоматически увеличить их уровень ответственности за слова и поступки.
Могу однозначно сказать, что в нашей стране камера действует на людей отрезвляюще. Но в то же время было много негатива, в наш адрес не раз летела нецензурная брань, на нас даже кидались с кулаками, но нас выручала охрана. Могу сказать, что 95% нарушителей тогда перепарковывались. Часто нам помогали и другие водители на той же парковке. В целом могу сказать, что хороших, адекватных людей на проекте я встретила больше, чем откровенных хамов. Мужчин, не желающих парковаться, конечно же, было больше женщин, и среди них преобладали владельцы больших джипов, которые аргументировали свой метод парковки тем, что просто не вмещаются в парковочное место. К слову, вежливых людей было больше именно на машинах попроще.
Изначально мы планировали взять за образец именно работу движения "СтопХам", но, внимательно ознакомившись с их видеороликами (с миллионными, к слову, просмотрами), решили, что негатив всегда вызовет только негатив. Очень легко сказать человеку, что он – осел, испортить ему настроение и разозлить его еще сильнее, наклеив на автомобиль наклейку. К слову, наклейки "СтопХам", которые волонтеры движения используют в России, достаточно сложно смываются. Можно сказать, что они буквально клеймят неправильно припарковавшихся водителей. Немудрено, что действия этих активистов вызывают агрессивную, неадекватную реакцию. Ее, честно говоря, даже сложно назвать неадекватной. Поэтому мы с самого начала решили, что главное – грамотно и доступно объяснить человеку, где он неправ, и тогда до него можно достучаться. Ситуация с олимпийцем Немовым иллюстрирует это очень ярко.
Я уверена - если создать условия, хорошо прописать правила, люди будут парковаться без нарушений. Если рядом с тем же Зеленым базаром увеличить количество знаков, сделать ярче разметку, поставить обученных парковщиков – люди перестанут бояться туда ездить, предвкушая пробку и долгие поиски места для машины. Алматинцы могут аргументировать неправильную парковку словами "Я просто купил права" или "Я просто не рискну вставать между этими машинами, они очень дорогие и я не хочу их поцарапать". Последнее, конечно, чаще касается женщин за рулем.
Что же необходимо для счастья алматинцу за рулем? В первую очередь, разумеется, увеличение количества парковочных мест. Автомобилей у нас, как известно, гораздо больше, чем пространства для них. Ну а для особо неравнодушных в Казахстане существует сайт с говорящим названием "Я паркуюсь как осел", куда можно загрузить фото особенно раздражающих нарушителей. Кроме того, душевный покой обеспечат взаимная вежливость и хотя бы базовые знания ПДД. Ну и тренируем глазомер, господа, и улыбаемся, улыбаемся!