{metadescription}
«Поход» на детский алкоголизм – за кем останется победа?

«Поход» на детский алкоголизм – за кем останется победа?

Сколько в Казахстане детей-алкоголиков? Почему «белая горячка» приходит к некоторым казахстанцам уже в 20 с лишним лет?  Как можно это предотвратить и какие «подводные камни» этому мешают? Ответы на все эти вопросы дал директор Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии, заведующий кафедрой психиатрии КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова, профессор Сагат Алтынбеков. В эксклюзивном интервью корреспонденту КТК он рассказал, в чем «корень зла» и как с ним...

роться.  

В Казахстане, согласно официальным данным Министерства здравоохранения и социального развития РК, количество детей, состоящих на наркологическом учете по алкогольной зависимости, снижается значительными темпами. Так, по данным ведомства, в Алматы с 2011 по 2015 год общее количество таких детей снизилось с 2195 до 196. В Астане за аналогичный период – с 98 до 30 несовершеннолетних. В целом по республике этот показатель составил: 4167 детей и подростков в 2011 году и всего 578 – в 2015-м.

– Сагат Абылкаирович, статистика за последние пять лет показывает, что в Казахстане снижается количество детей, страдающих алкогольной зависимостью. С чем это связано? Начался ли в стране процесс оздоровления нации либо дети «переключаются» с алкоголя на другие вещества?

– На протяжении последних пяти лет действительно отмечается снижение количества детей, состоящих на учете в наркологических организациях. Данный тренд на снижение наблюдается практически по всем видам химической зависимости и среди всех групп населения. В нашем случае среди несовершеннолетних происходит снижение интереса к употреблению алкоголя. Многие с детства активно занимаются спортом, посещают различного рода кружки, включая образовательные курсы. Увеличивается количество молодых людей, воздерживающихся от приема алкоголя по религиозным причинам. Кроме этого, на уменьшение количества несовершеннолетних, на мой взгляд,  влияют и другие факторы:

Во-первых, внедрение Министерством здравоохранения и социального развития Электронного регистра диспансерных больных. С помощью данного регистра мы получили данные о всех пациентах, которые состоят на учете на сегодняшний день. Пациенты переехавшие за пределы республики, осужденные, умершие были исключены из данного регистра. 

Во-вторых, «незаинтересованность» пациента и его близких в постановке на «Д» учет. Учет в наркологической организации в настоящее является «карательной мерой» и существенно «поражает» человека в правах. Ему отказывают в получении водительских прав, службе в армии, работе в государственных организациях. Этот факт приводит к тому, что многие родственники пытаются изо всех сил избежать постановки на учет, либо предпринимают меры по его скорейшему снятию. Медицинское освидетельствование подростков, которых регулярно задерживают полицейские, не возможно без согласия их родителей. В этой части у специалистов зачастую бывают связаны руки.  

В-третьих, возникший интерес подростков к другим видам психоактивных веществ: марихуана,  синтетические каннабиоиды «легалка», отдельные виды лекарственных препаратов и тому подобное.

– Возможны ли погрешности в приведенных Минздравом статданных или они полностью отражают положение дел на сегодня?

– Данные официальной статистики не всегда отражают реальную картину происходящего.  Они скорее показывают «верхушку айсберга» текущей ситуации. Во всем мире для определения приблизительно реального количества людей используется так называемый поправочный коэффициент. Учитывая ментальную близость нашего народа с РФ, где поправочный коэффициент составляет 2, можно произвести следующий расчет: по данным официальной статистики, количество несовершеннолетних, состоящих на учете, в 2015 году достигает 578 человек, соответственно, порядка 1000 подростков имеют реальные клинически выявляемые проблемы с алкоголем. Помимо них есть категория подростков, которая регулярно употребляет алкоголь и находится в так называемой «группе риска», то есть имеет очень много шансов вовлечься в зависимость. Но назвать точные цифры по их количеству будет затруднительно.

– Судя по официальной информации, в Казахстане наибольшее число детей, состоящих на наркологическом учете по поводу алкоголизма, зафиксировано в г. Алматы, а также в Карагандинской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях. С чем это связано? Почему именно в этих регионах наблюдается такая ситуация?

– Как я и говорил, количество подростков, состоящих на учете, не всегда отражает реальную картину происходящего в регионах. Этот факт, напротив, может свидетельствовать о хорошей работе наркологической службы, активно выявляющей людей с зависимостью. И, напротив, в регионах с «хорошими» показателями наркологическая служба будет, к примеру, поставлена из рук вон плохо. В этой связи необходимо анализировать несколько показателей, таких как: количество подростков, госпитализированных в стационар; количество отравлений этиловым спиртом; количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения и многое другое. Нами эта работа проводится, и мы вплотную работаем с регионами над улучшением этой ситуации.

– Алкогольные напитки каких видов превалируют среди несовершеннолетних потребителей и чем вызвана их любовь к таким напиткам?

– В своей массе подростки предпочитают три вида алкогольных напитков. Категория подростков, ведущих асоциальный образ жизни, предпочитают крепкие спиртные напитки, включая суррогаты. Другая, более «благополучная» категория подростков предпочитает слабоалкогольные напитки, различного рода «энергетики» и т.п. Ну а третья категория подростков злоупотребляет пивом.

– Какие последствия грозят здоровью человека, употребляющему алкоголь с раннего возраста?

– Большинство подростков, употребляющих алкоголь, уже имеет отягощенную наследственность. На едва формирующийся организм алкоголь оказывает поистине разрушительное действие. В первую очередь страдает головной мозг. Подростки теряют критику к своему поведению и заболеванию, и у них стремительно формируется алкоголизм. На сегодня симптомы Delirium tremens («белой горячки») регистрируется у пациентов в возрасте 20-30 лет. А появление данных симптомов позволяет судить, что у пациента имеет место третья клиническая стадия алкоголизма, имеющая минимальные шансы на излечение.

– Какие опасности подстерегают детей, кроме алкоголизма, в плане возникновения зависимости (физической либо психологической)?

– Дети и подростки изначально склонны к вовлечению в различного рода зависимости, как химические (алкоголизм, наркомания) так и нехимические (деструктивные секты, игромания, интернет-зависимость). В этом случае, на мой взгляд, самой актуальной мерой профилактики является семья, в которой ребенку прививаются нормы и правила общества, прививается интерес к жизни, в том числе и правильное отношение к потреблению алкоголя. Однако, к сожалению, в современных семьях этому не придают большого значения.

– Спасибо за интервью!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.