{metadescription}
Кризис – лучшее время для социальных бизнесменов

Кризис – лучшее время для социальных бизнесменов

В Казахстане в последние годы заметно возросла популярность особого вида предпринимательства – социального бизнеса. Социальные бизнесмены в отличие от традиционных получают прибыль через решение острых общественных проблем, стремятся улучшить окружающий мир, а не сбыть побольше товара. Однако из-за экономического кризиса и для такого вида деятельности наступили трудные времена, сообщает корреспондент КТК.

Социальный предприниматель, президент общественного фонда Sport Concept Анна Шелепова рассказала, с чего началось строительство ее социального бизнеса и как ее команде удается оставаться на плаву в кризисной ситуации.

Детям нужен каток

Супруги Анна Шелепова и Алексей Кузнецов несколько лет задались целью превратить двор своего дома в самое интересное для собственных детей место! Но на тот момент во дворе их дома был самый настоящий пустырь с мусором, шприцами, лужами и «неподстриженными» деревьями.

«Четыре года назад мы столкнулись с такой проблемой: нашим детям негде было играть, физически развиваться. Мы не из тех родителей, которые дают детям планшеты, откупаются от них дорогими игрушками. Поскольку наши дворы не благоустроены, мы начали искать возможность облагородить двор. Стали ходить по разным организациям, искать помощь. Нам говорили, что идея классная, но денег у них нет – ни у КСК, ни у районного акимата.  Я написала, наверно, писем десять. В ответ на них приходили одни отписки. В итоге мы решили самостоятельно залить каток. Купили шланги, нашли доступ к воде. Лед заливали вручную, за свой счет. В результате к нам уже в первую зиму стали приходить по 30-50 детей каждый день. В целом за зиму мы насчитали больше трех тысяч посещений только дворового катка. Мы поняли, что у многих родителей точно такие же проблемы, и их нужно решать», - сказала Анна.

Появление фонда Sport Concept

«Со временем мы стали собирать деньги вместе с соседями, потом – через Facebook. Я стала обращаться к своим друзьям. Они мне очень помогли, кто-то приходил чисто физически лопатой работать, кто-то помогал делать сетку, ограждения, свет и так далее. Затем мы стали обращаться в частные компании. Поскольку как физическое лицо я не могла просить у них деньги, пришлось создать фонд Sport Concept (август 2014 года).

За весь период существования фонда с 2014 года мы смогли привлечь около 10 миллионов тенге, из которых примерно 4,7 миллиона – сумма грантов. Благодаря гранту «Reach for change» («Навстречу переменам») & Tele2 у фонда появился бухгалтер, юрист, президент, тренеры, персонал для техобслуживания. Мы стали активно работать с жильцами домов, дворы которых нуждались в благоустройстве. Я заметила, что наши дети перестали болеть, у многих родителей детки ушли в профессиональный спорт, сами родители стали заниматься спортом», - отметила Анна Шелепова.

Результаты на сегодня: при помощи фонда в городе были построены 16 площадок, причем не только в Алматы, но и благоустроили три двора в Павлодаре и Караганде. Благодаря Sport Concept в различных спортивных секциях постоянно занимаются более сотни алматинских детей. Кроме того, более трех тысяч ребят прошли через различные мастер-классы – с детьми занимаются как обычные школьные учителя физкультуры, так и заслуженные мастера спорта.

«Нас поддержало много советских чемпионов, которые понимают, что без массового спорта высоких достижений быть не может. С нами сотрудничают советский хоккеист с мячом, мастер спорта СССР международного класса Борис Чехлыстов, призер Чемпионатов РК, КМС по фигурному катанию Галина Галиева, мастер спорта РК по женскому футболу Марина Волкова, мастер спорта международного класса Олеся Фомина, выпускник КазСат, тренер по роликовому спорту, ОФП, хоккею Илья Бояров и многие другие. Эти люди знают, что большой профессиональный спорт рождается во дворах», - заявила руководительница фонда.  

По ее словам, одна из особенностей проекта в том, что он масштабируемый, то есть разработанную фондом Sport Concept технологию можно при желании применить к любому двору в любом городе.

Как выживать социальным проектам в кризис?

Сейчас организация рассматривает порядка 20 городских дворов, в которые можно вложиться. На 2016 год Шелепова ставит перед своей командой задачу: построить еще как минимум семь площадок в каждом районе Алматы и возродить дворовой футбол. Но слишком смелые планы строить не получается – разразившийся кризис внес свои корректировки…

«Мы закончили все наши гранты в декабре. Сейчас у нас нет денег на счету. За январь-февраль мы подали заявки на всевозможные конкурсы, чтобы получить финансирование. Практика показывает, что международные компании начинают выдачу грантов в Казахстане не раньше весны. С одной стороны, мы рассчитываем на гранты, с другой – надеемся зарабатывать сами.

До февральской девальвации 2013 года крупные компании еще были готовы выполнять свои социальные миссии и выделять серьезные суммы на поддержку благотворительных проектов. Но после первой волны девальвации мы поняли, что постоянно просить у компаний деньги – не вариант. Когда начал расти курс доллара, спонсоры сразу сказали, что все антикризисные меры в первую очередь отражаются на благотворительных расходах, то есть никаких больших вливаний в социальные проекты ждать не нужно. В этот момент я поняла, что нельзя зависеть только от компаний, от того, захотят тебя бизнесмены поддержать или нет, нужно искать какую-то финансовую устойчивость, выходить хотя бы на самоокупаемость. И мы от модели благотворительности ушли в модель социального бизнеса. Я могу добавить, что сейчас суммы пожертвований компаний стали меньше и еще их стали делить на траншы. Бывает, при этом стоит вопрос, что, если вы сотрудничаете с нами, то больше не с кем, то есть аккумулируя средства от разных компаний, к примеру, можно создать реальную площадку. Но вместо этого приходится за маленькие деньги благоустраивать отдельные дворы», - рассказал активистка.

В итоге она пошла другим путем – деньги для того, чтобы делать добрые дела, она стала добывать через другие, не менее полезные, вещи.

«Ничего так не воодушевляет на креативность, как сокращение нулей в бюджете. Мы начали проводить большие спортивные ивенты, как-то зарабатывать на этом, начали оказывать услуги на финансовой основе, проводить очень качественные, крутые, с хорошими тренерами-профессионалами спортивные занятия, но по очень низкой цене. Например, у нас футбол стоит шесть тысяч тенге в месяц. Ребенок получает корт в шаговой доступности, ему не нужно никуда ехать, родители не тратят свое время, не стоят по пробкам, не тратят деньги на бензин. Ребенок выходит во двор и занимается спортом с тренером, который к нему приезжает. То есть мы начали изыскивать всевозможные варианты заработка, но при этом сохраняя свою модель доступности для всех детей Алматы.

По большому счету мы собираем деньги только на зарплату тренерам. Наша модель бизнеса уже финансово устойчивая, мы уже можем позволить себе проводить тренировки вне зависимости от того, есть у нас спонсор или нет. Но если у нас появляется компания-спонсор, мы проводим бесплатные занятия.

Кроме того, дети из многодетных семей социально уязвимых слоев населения занимаются у нас бесплатно. То есть, когда мы попали в кризисную ситуацию, мы поняли, либо мы сейчас приостановим свою работу, либо мы начнем зарабатывать, но при этом сохраним миссию – быть доступными и развивать массовый спорт», - поделилась Анна.

Будущее социального бизнеса

«В соседней России сейчас взрыв социальных проектов, таких как автобус «Бампер». В общем, это автобус, который колесит по отдаленным деревням России и привозит детям книги. Или, например, есть благотворительный фонд «Рауль», который помогает выпускникам детских домов – находит крупные компании, которые дают этим людям возможность работать и зарабатывать деньги.

Также есть проект для жертв насилия – «Ювелирные девочки». Его участницы занимаются сборкой украшений, продают их и тоже могут тем самым зарабатывать. Это необходимо нам сейчас, когда сокращают рабочие места, сокращают зарплаты, жизнь становится более дорогой, необходимо людям давать какие-то альтернативы, и социальный бизнес в данном случае может решить много проблем. Это и не коммерция и не благотворительность. В то же время это доступная и социальная вещь», - отметила глава фонда Sport Concept.

Спорт – не единственное, на чем она собирается заострить внимание общественности. Активистка совместно с Альмирой Сейджапаровой – не менее известной общественницей южной столицы намерена дать бой вредной еде: одних тренировок для поддержания здоровья детям не достаточно, их необходимо оградить от фастфуда, сладких батончиков и прочей подобной продукции.  

Героиня нашей статьи уверенна, что подобный проект необходим казахстанцам и будет воспринят должным образом. 

Фото из личного архива Анны Шелеповой

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире