Казахстанским обменникам «развязали руки»: к чему это приведет
Национальный банк РК подарил владельцам обменных пунктов 10 месяцев! В течение этого времени им разрешается менять курсы продажи и покупки инвалюты не только в будни, но и в выходные и праздничные дни. Финрегулятор определил период до 31 декабря текущего года, передает корреспондент КТК.
Автор: Наталья Батракова
Изменились и требования по физическим лицам – если раньше любой казахстанец мог спокойно, без лишних действий обменять два миллиона тенге, то теперь порог покупаемой или продаваемой валюты, подлежащей фиксации, снижен до одного миллиона. То есть любой, кто принесет в обменник больше указанной суммы, должен предъявить удостоверение личности.
Кроме того, новое постановление обязывает пункты обмена валюты заключать договоры с уполномоченными банками для бесперебойного пополнения своей кассы. Известный экономист Галим Хусаинов рассказал, чем продиктованы данные новшества.
«Обменные пункты несли убытки из-за того, что они не могли изменять курс в течение праздничных и выходных. Мы ведь зависим не только от Казахстана, но и от других стран. Если, например, какие-то условия изменяются в мире, то, соответственно, это влияет и на Казахстан. Фиксированные курсы вынуждали обменники либо приостанавливать свою деятельность в праздничные дни, либо работать себе в убыток. Мы такое часто наблюдали, поэтому решение Нацбанка – это вынужденная рыночная, адекватная мера», - считает Хусаинов.
По его словам, прежнее распоряжение о запрете на изменение курсов в выходные дни вводилось в интересах народа. «Обменники на выходных делали большой спрэд между покупкой и продажей долларов, и население из-за этого страдало. Поэтому тогда в интересах населения было решено ввести это ограничение. Однако теперь мы перешли на свободно плавающий курс, который не предполагает какой-либо фиксации хоть в какой день. Курс должен определяться рынком. И в случаях, если есть рыночные предпосылки этому, то обменники должны менять курс в любое время», - сказал он.
По поводу снижения допустимой суммы обмена Хусаинов отметил, что с его точки зрения – это абсолютно правильная мера, введенная в целях безопасности.
«Я не вижу ничего такого в том, чтобы предоставить удостоверение личности при обмене валюты. Если человеку нечего скрывать, то для него это не проблема. Естественно, такое решение Нацбанка было направлено на то, чтобы сократить объем теневых доходов в экономике страны, чтобы не было обменов, которые носили бы какой-то криминальный, неправомерный характер. При этом есть такое правило, затраты на сбор информации не должны превышать пользы от этой информации. Поэтому если сделать порог в 100 тысяч тенге, это спровоцирует шквал заявок, их не смогут достаточно быстро обрабатывать, и эффективность от этого будет нулевая. Поэтому определили оптимальную сумму – миллион тенге. На данный момент это три тысячи долларов. В принципе такую сумму не каждый сможет менять, поэтому такую группу людей легче отследить. Собранные сведения потом передаются в соответствующие инстанции, и если проходят какие-то подозрительные суммы, всегда можно будет определить, кто и что менял и на какие цели», - сказал Хусаинов.
К третьему новшеству – обязательному сотрудничеству банков и обменников – эксперт также относится положительно, считая, что оно было внедрено именно в интересах рядовых казахстанцев.
«Скорее всего, это было сделано для того, чтобы обменные пункты могли работать без перерыва и всегда иметь наличность. Потому что у нас в период острого дефицита многие обменники не имели той или иной валюты, или специально держали у себя на балансе определенную валюту в ожидании ее укрепления или удешевления. Такая мера водится, чтобы этого не допустить, чтобы население всегда имело возможность обменять в любое время суток деньги», - сказал Галим Хусаинов.
В целом эксперт считает, что обменники не должны исчезнуть, какой бы кризис на них не давил.
«Обменники – часть финансовой системы. Без них Казахстану было бы сложно обойтись, потому что у нас очень большой объем наличности проходит через обменные операции. Это конкурентная среда для того, чтобы не было достаточно больших спрэдов между покупкой и продажей, и чтобы банки на этом не наживались. Я думаю, у обменников будущее есть, они будут работать», - сказал он.