Выборы в Казахстане глазами «отлученных»
Депутатские выборы в Казахстане пройдут уже в эти выходные. Избиратели в преддверии Наурыза отдадут свой голос за самых достойных. Мы связались с теми кандидатами, которые сошли с дистанции еще на подготовительном этапе. Они сообщили, какие действия и для чего сейчас предпринимают.
Автор: Азамат Галеев
Четверка самых известных уже бывших кандидатов в маслихат города Астаны – Аида Джексенова, Алмат Салгарин, Даулет Кудайберегенов и Фатима Джандосова, которых по разным причинам исключили из списков, поделилась с корреспондентом КТК своими соображениями – что есть выборы в Казахстане и что, по их мнению, надо менять.
«Эти выборы, насколько я понял, такие – безальтернативные. Я принес справки из банков, из e-gov насчет пенсионных сбережений. Они сами все заполнили, но большинство людей «срезали» из-за того, что мы не указали доли тенге – тиынки, хотя в их формах нет места просто для этих копеек. Это первая уловка. Второе – нам всем заполнили пенсионные отчисления и у всех оказалась гигантская сумма. Ясно, что это абсурд, нет смысла мне обманывать, я знаю, что они будут перепроверять это все. Мне дали справку, что миллион триста, а оказалось, что еще где-то 900 тысяч я якобы скрыл. Хотя в справке этого нету», - рассказал Салгарин.
По его мнению, идет очистка пространства для определенных сил.
«Я получил справку о наличии денег на моем счету. Потом вдруг у ЦИКа появляется другая справка, что у меня на этом счету в этом же банке совершенно другая сумма. Мизерная вообще, но тем не менее. Я подал в суд на окружную комиссию. Теперь подам в суд на эти банки, то есть я должен выяснить, почему нарушены мои основные конституционные права – право быть избранным. Получилось, что они расчистили поле именно для «Нур Отана?», - рассказал Алмат Салгарин.
У всех снятых с выборов кандидатов, по его словам, одни и те же требования.
«Я подал две жалобы: иск состоит в том, чтобы отменить решение окружной комиссии и восстановить в качестве кандидата. Так как окружная комиссия прячет и не дает мне документы, из-за которых она меня исключила, она голословно утверждает, у меня будет иск к тем двум банкам, а также к ЕНПФ за представление ложных сведений мне, из-за чего я понес большой материальный и моральный ущерб. Все, что я сейчас делаю, нужно для восстановления справедливости. Необходимо изменить выборное законодательство и привести его в соответствие с международными стандартами. Мы, кстати, отправили письмо к президенту. Чтобы он выразил свое отношение к эксцессу и разобрался в этом как гарант Конституции», - резюмировал Салгарин.
У следующего бывшего кандидата в депутаты столичного маслихата Фатимы Джандосовой претензии по трактовке правил, регламентирующих состав территориальных избиркомов.
«Я долго от ЦИКа не могла получить ответ и так и не получила по составу комиссии. Они дали ответ, но это был ответ не по существу: мы ваше обращение получили и направили его в нижестоящую инстанцию. У меня всего семь участков на округе. Из семи участков пять предоставили сведения. Причем некоторые по электронной почте. Они понимают, что нарушают закон. Но в нем ведь не написано, что все семь членов должны быть из разных организаций. Власть рассматривает так этот закон, а мы рассматриваем иначе. Это послужило предметом нашего обращения к президенту», - сообщила уже бывшая кандидат-самовыдвиженец.
«Мною поданы иски в Сарыаркинский районный суд. Было судебное дело на решение окружной комиссии. Конечно, этот суд был проигран. Потом последовал городской суд – апелляция. Он рассмотрел тоже по существу и отклонил. Далее я подала в управление по госдоходам Есильского района, которые произвели оценку схождения вот этих сумм. Этот суд тоже был проигран. Теперь я обратилась в суд по трем банкам. Районные суды отказали в рассмотрении, и я подала эти иски в городской суд Астаны. Расхождения в декларации о доходах. С пенсионным фондом у меня нет расхождений. У меня была претензия в суд по госдоходам именно по округлениям сумм. Это позорит всю нашу избирательную систему! Она отсеивает таким образом нормальных людей, которые хотят пойти во власть, чтобы работать», - поделилась Фатима Джандосова.
Женщина, кстати, пыталась привлечь к решению проблемы зарубежных наблюдателей – представителей ОБСЕ.
«Они говорят, что их мандат не покрывает выборы в маслихат. Он покрывает только выборы в парламент. Но есть точки пересечения. Например, если мне назначат в Верховном суде суд по УИКам (участковая избирательная комиссия), то так как одни и те же избирательные комиссии будут и для парламента, и для маслихата, я воспользуюсь этой возможностью и приглашу иностранных наблюдателей на этот суд. Сейчас я подаю в Верховный суд по неответам из ЦИКа и по составу УИКов. Но одно дело в Верховном суде я уже проиграла, и теперь я буду жаловаться в международные организации», - продолжила Джандосова.
По ее мнению, казахстанская выборная система не отвечает требованиям времени.
«Меня как гражданина этой страны волнуют электоральные вещи. Я использую все возможные средства, в том числе и обращение к президенту. У каждого есть шанс быть избранным, вне зависимости от веры исповедания, национальности и так далее. Но получается, что не у каждого есть шанс. Я хотела бы вот эту мысль до конца донести и вынести ее к ОБСЕ. Но до этого нужно пройти все инстанции», - заключила экс-кандидат.
Больше других, наверное, возмущается другая претендентка на кресло депутата – Аида Джексенова.
«Прошел суд, в котором мы заявили, что эти погрешности являются несущественными – 64 тенге, 10 тенге, 57 тиынов. Я хочу, чтобы статью 104 «Закона РК «О выборах» убрали для того, чтобы каждый простой гражданин мог реализовать свое право избирать и быть избранным. Суть моего иска в отмене незаконного решения окружной комиссии и восстановление меня в качестве кандидата в депутаты. На что по решению Есильского суда г. Астаны мною был получен отказ. Избирательная комиссия ссылается на то, что она не является проверяющим органом, и что все эти нарушения скидывает департамент госдоходов. Дальше будет апелляция в городской суд», - сообщила Джексенова.
Рассмотрение жалобы в апелляционной инстанции, которое прошло 15 марта в суде города Астану, не изменило ситуации.
«Юристы, которые мне помогают, они помогают мне как друзья. У меня нет ни помощников, ни водителя. Вообще, я считаю, что отвратительная подготовка. В самих окружных комиссиях работают неподготовленные люди, это учителя, директора школ, которые их согнали. И мы, кандидаты-самовыдвиженты, тоже, нас никто не готовил. А на кандидатов от партий и организаций работают юристы, налоговики, бухгалтеры, у них есть опыт от других избирательных компаний. Теперь я поняла это изнутри. Когда чисто по надуманной причине снимают самовыдвиженцев, шансов просто нет абсолютно», - добавила девушка.
Еще один самовыдвиженец, который тоже сошел с дистанции, Даулет Кудайбергенов проиграл уже два суда.
«Декларация, которую я сдавал – официально брал с банка справку, что у меня на счету такая-то сумма. Ее указываю в декларации, но почему-то странным образом департамент госдоходов говорит, что у меня там другая сумма лежит. Я был удивлен, пошел опять в банк, взял справку. Они мне снова ту же сумму показывают. С ЦОНа получаю справку о своих пенсионных накоплениях, затем оказывается, что у меня совсем другие пенсионные накопления. Два суда было – районный и городской. Оба суда я проиграл», - поделился экс-кандидат.
По словам Кудайбергенова, от участия в выборах его отговаривали и родственники и друзья, но решил попытаться.
«Я до последнего же верил, что мы в правовом государстве живем. Один раз попытался. Знал, что из-за 1 тенге будут проблемы. Нанял человека, он мне все проверил. В итоге что? Мое мнение – есть определенные люди, которые хотят отчитаться, сказать, что у нас такие-то, такие-то партии участвовали, вот мы все сделали красиво», - резюмировал несостоявшийся народный избранник.