Казахстан превращают в страну «счастливых» автовладельцев
Помочь одним и обделить других: новые инициативы налоговиков и воротил автомобильного бизнеса могут перекроить весь казахстанский авторынок.
Автор: Азамат Галеев
Никакого автохлама – только новые машины! На первый взгляд все идет именно к этому, ввиду новой инициативы налоговиков и бизнесменов по поводу изменения размеров транспортного налога. Свое отношение к этой идее озвучили эксперты, сообщает корреспондент КТК.
Алматинский Департамент государственных доходов и предприниматели решили, что было бы хорошо отменить в Казахстане налог на транспорт и увеличить акцизы на топливо. Предложение они уже направили в Министерство финансов РК. Но авторы идеи на всякий случай оставили место для шага назад – на случай, если первый вариант будет «похоронен». В том же предложении есть пункт №2 – «в случае если останется налог на транспортные средства, при исчислении суммы налога на транспортные средства наравне с объёмом двигателя учитывать также год выпуска транспортного средства. Чем новее автомобиль, тем меньше будет налог. Такое изменение, возможно, создаст эффект стимулирования обновления автопарка Республики Казахстан, что может привести к улучшению экологической обстановки в целом по стране».
Такие мысли пришли фискалам и коммерсантам, когда они обсуждали объединенные Налоговый и Таможенный кодексы.
Если власти решат, что будет проще перевести налоги в топливные акцизы, тут все понятно. Все останутся при своих машинах (условий для массовых изменений не будет) и просто будут еще больше платить за бензин. Мера не популярная, но и экстраординарной, неожиданной и шоковой ее не назовешь. Другое дело – рост или снижение размеров налогов на автотранспорт в зависимости от его возраста. Так налог на новые машины предлагается снизить, а на старые – повысить.
Мы решили узнать мнение экспертов по данному вопросу. Свое видение ситуации привели юрист ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Мухтар Оразов и руководитель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
Увеличение налогов на старые автомобили простимулирует продажи новых авто, согласился Оразов. Тем более, что этому сможет поспособствовать утилизация отживших свой век «железных коней». Уже сейчас казахстанцам (физлицам) и коммерческим компаниям невыгодно завозить машины из-за рубежа.
«Те, которые промышленно собирает автомобили в Казахстане, наверное, от этого выиграют, но более точно можно говорить по итогам нормы – когда ее введут. С момента ввода – полгода-год. Ведь импорт сам по себе все равно будет существовать в любом случае. Какие-то марки просто не собираются в Казахстане, но люди их приобретают – те же «Мерседесы», «Фольксвагены», например», - сказал Мухтар Оразов.
Эдуард Эдоков уверен, что инициируемую систему налогообложения большинство казахстанских водителей просто не потянут.
«Подобная налоговая схема крайне выгодна для прожекта, который называется «Казахстанский автопром». Но 80-90% автовладельцев в РК не могут себе позволить купить хороший, новый автомобиль. Богатые будут и дальше богатеть (платить меньше за новые «Крузаки»), бедные будут и дальше беднеть (платить больше за 5-7-летние Тойоты). А если речь идет об улучшении экологии и обновлении автопарка, пусть снижают по максимуму таможенные пошлины на ввоз новых автомобилей и обнуляют на гибридный транспорт и электромобили», - пояснил глава автосоюза.
Даже если представить, что власти согласятся, к примеру, изменить размеры налогов в сторону повышения для старого автотранспорт и в сторону понижения для нового, необходимо учесть, куда потом девать машины, которые можно будет смело отнести к развалюхам. Вывод простой, либо на них будут нелегально передвигаться сельчане, либо их будут (маловероятный вариант) сбагривать по бросовым ценам гражданам соседних республик. Но узбекский рынок для наших машин закрыт, Туркмения тоже закрыта, вряд ли наши автомобили ждут с распростертыми объятиями в Таджикистане, остается Кыргызстан, но там хватает и своих сравнительно недорогих машин. К тому же, эта республика всегда была одним из главных «поставщиков» дешевых автомашин в Казахстан и обратный ток товара был бы невероятен. Третий вариант (еще более призрачный, чем продажа кыргызстанцам) – сдать автомобиль на утилизацию. При нормальных условиях работы это стало бы хорошим подспорьем для улучшения экологической обстановки: в Казахстане из почти 5 миллионов зарегистрированных автомашин более 66% уже перешагнули 10-летний рубеж.
«Утилизационный сбор и предполагает сдачу автомашины с дисконтом или получением премии и заменой ее на новый автомобиль. Зачем заморачиваться перепродажей, если можно сдать специализированному предприятию, которое пустит машину на запчасти или переработку, а ты получишь просто новый автомобиль с существенным дисконтом? Есть также очень популярная в западных странах система «трейд-ин» – это замена бэушного автомобиля на новый, тут надо смотреть по модельному ряду, который у нас выпускается, который людей интересует. Это был бы дополнительный стимул для развития автопрома, - продолжил Мухтар Оразов. – Все новое всегда воспринимается с настороженностью. Конечно, это все надо проводить с широкой пропагандой – должно быть стимулирование. Я думаю, примут какие-то меры, чтобы населению разъяснили все выгоды».
Глава Независимого автомобильного союза со своей стороны прогнозирует, что предлагаемые изменения выгодны только одной стороне – местным производителям.
«Им крайне выгодно будет загнать казахстанцев в стойло своего производства, вершиной которого может стать завод по массовой штамповке российских «Лад»! И будем мы ездить на таких «современных» новых «Грантах», «Приорах», «Калинах» и «Нивах», - заявил Эдуард Эдоков.
Он выдвинул идею, которая должна прийтись по душе самим водителям. По его мнению, изменение ставок налогов не должно касаться уже ввезенных и эксплуатируемых на территории РК автомобилей. А наиболее оптимальным является включение автоналога в стоимость топлива, добавил Эдоков.
Рассмотрим вопрос с другой стороны. Тем более, что в Казахстане стало привычным сначала что-то предлагать, а потом вводить. С одной стороны, это не будет громом среди ясного неба (новшество у всех на слуху), с другой – заинтересованные стороны достигнут своих результатов. Ну, конечно, как это отразится на других участниках процесса – совсем другой разговор… Как бы там ни было, если представить ситуацию, при которой наиболее оптимальным выходом для казахстанца станет покупка нового, а не старого авто, ему придется всецело подчиняться сформировавшемуся на рынке ценообразованию. Договориться/сторговаться, как в случае с покупкой бывшего в употреблении автомобиля, уже не получится при всем желании.
«Если мы хотим собственный рынок своими автомашинами заполнять, то придется какие-то вещи принимать. У нас, конечно, некоторые комплектующие приобретаются за доллары из-за границы. Но некоторые производятся в нашей стране или в России. Насколько я знаю, уровень нашей локализации в ближайшее время должен быть доведен до 65-70 процентов. К примеру, резина должна производиться в Шымкенте, аккумуляторы – в Талдыкоргане. Что остается? Бамперы, например, в Актюбинской области. У нас в рамках соглашения с Правительством об открытии сборочных производств были конкретные сроки: к какой дате уровень локализации – выпуска запчастей на территории Казахстана, должен достигнуть определенного объема. У каждого соглашения, по каждому предприятию свои даты. Уровень казахстанского содержания в произведенном автомобиле будет неуклонно расти и производитель от этого никуда не денется. Это прописано в документах и это выгодно самим производителям», - заверил представитель Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана Мухтар Оразов.
Таким образом он дает понять, что грядет то время, когда выпуск автомашин в РК будет по максимуму завязан на тенге и долларовые колебания не будут оказывать серьезного влияния на стоимость конечной продукции. Намерения у игроков рынка и властей благие, осталось лишь дождаться реализации таких смелых планов, которая покажет, кто будет в выигрыше, каким будет автомобильное будущее Казахстана и в какие условия будут поставлены наши соотечественники.