Акиматчики выбрали "странные" велосипеды. Учтет ли Байбек их ошибки?
В минувший уик-энд в Алматы официально открылся велосипедный сезон. Первый для этого сезона велопробег 10 апреля открыл аким южной столицы Бауыржан Байбек. И алматинцы наконец-то увидели своего градоначальника верхом на велосипеде. Ранее, кстати, он и обещал, что в апреле пересядет на двухколесный экологичный транспорт.
Автор: Наталья Батракова
«В этом году вас ждут еще шесть велопробегов, в том числе ночные, первый из которых будет приурочен ко Дню защитника Отечества. Я думаю, в нашем городе созданы все условия для развития массовых видов спорта. Это, наверное, один из самых демократичных и красивых видов спорта. В мире на сегодняшний день насчитывается более 400 миллионов машин, а велосипедов в 3,5 раза больше. Надеюсь, в нашем городе будет такое же соотношение. Мы должны сделать наш город красивым, экологически чистым, спортивным, удобным и современным мегаполисом. Думаю, сегодняшний велопробег внес в это огромный вклад», - сказал глава города на открытии «Велосезона – 2016».
Бауыржан Байбек занимает пост акима города Алматы с 9 августа 2015 года. Его предшественник Ахметжан Есимов, ныне председатель правления АО НК «АСТАНА ЭКСПО-2017», не меньше и, можно даже сказать, больше своего преемника ратовал за массовый переход на велосипеды. И он, кстати, гораздо чаще подавал личный пример.
Мировая статистика, приведенная Байбеком на счет превалирующего числа байков над авто, не может не радовать. Однако Алматы пока что остается больше городом автомобилей, нежели велосипедов и тем более – людей. За примерами далеко ходить не надо – достаточно взглянуть на парковку возле акимата, где на десятки автомобилей приходятся всего несколько велосипедов.
И это при том, что в конце февраля этого года на отчетной встрече с населением Бауыржан Байбек заявил, что вместе со своими подчиненными пересядет на велосипед. Таким образом, чиновники задумали внести свою лепту в дело оздоровления города и, очевидно, снижения объема выхлопов.
«Я сам планирую ездить на велосипеде. 86 сотрудников тоже пересядут. Все наши машины переведем на газ. Если не мы покажем пример, тогда кто? Алматы не Астана, здесь всегда теплая погода», – пообещал Байбек.
Но ни теплая погода, ни данное обещание народу акиматовских чиновников к массовому отказу от автомобилей не сподвигло. Как отметили в пресс-службе главы мегаполиса, менять комфортное автокресло на седло велосипеда или нет – это добровольный выбор каждого сотрудника. Требовать и тем более принуждать их в акимате не намерены.
Участник инициативной группы «Вело-Алматы» Виталий Дядчев также считает, что велосипед должен быть осознанным выбором, а не навязанной заменой автотранспорту.
«Я считаю, что насильно никого нельзя заставлять, чтобы обратной реакции просто не было, отторжения, ненависти к этому транспорту. Я частенько вижу, как едут в сторону акимата мужички в костюмах с галстуками. На мой взгляд, они выбрали странные велосипеды, спортивные. Есть велосипеды получше, как раз для костюмов. Это так называемые сити-байки с иной конструкцией. При езде на них тело находится совершенно в другом положении и велосипедист гораздо меньше устает в поездках на короткие дистанции. Я, например, езжу гораздо выше, до бизнес-центра «Нурлы Тау», в обычно спортивной одежде. С собой у меня есть костюм в рюкзаке, свежие рубашки, чтобы переодеться на работе», - отметил Дядчев.
Возможно, дело не в теплой погоде, которую якобы так ждали чиновники, а в неприспособленности алматинских дорог для велосипедистов? Как отметила врач-консультант ОФ «Амансаулык» Гаухар Ткаченко, велодорожки в Алматы себя не оправдывают – они «слепые» и ведут в никуда.
В качестве возможного решения этой проблемы Виталий Дядчев предлагает разрешить велосипедистам двигаться по автобусным полосам. Но, по его словам, наибольшую опасность для велосипедистов представляют не «слепые» дорожки, а некультурные водители.
«В плане устройства города я сильных затруднений не вижу. Конечно, можно было бы сделать больше инфраструктуры именно велосипедной, но мешают автомобили, нарушающие Правила дорожного движения: припаркованные неправильно, стоящие с правой стороны на обочине. Водители, которые открывают двери, не посмотрев в зеркало, которые выезжают со дворов, которые поворачивают налево, «подрезая» велосипедистов. Вот они представляют наибольшую опасность!», - отметил Дядчев.
Действительно, может, дело не в велодорожках, а в системе ценностей. В Алматы автомобиль по-прежнему остается признаком роскоши, как это было в советское время. Количество машин в мегаполисе растет с каждым годом, что губительно сказывается на состоянии воздуха. А смог, уже давно ставший неизменным спутником бывшей столицы и самого большого города Казахстана, по сообщениям любителей активного отдыха, поднялся уже до высокогорного ледового катка «Медео»…
Ни для кого не секрет, что бывший мэр Нью-Йорка, миллиардер Майкл Блумберг ездил на работу на метро. И это был не просто пиар, а жизненная позиция человека. Более того, будучи мэром, он не пользовался государственным жильем и назначил себе символическую зарплату в 1 доллар в год. При этом ему реально удалось поднять на новый уровень инфраструктуру города, общественный транспорт Нью-Йорка и установить рекорд по низкой безработице.
Британский министр транспорта Саймон Бернс в феврале 2013 года также пересел со служебной машины на электричку. Налогоплательщиков возмутило, что его поездки с водителем обходятся им в 80 тысяч фунтов в год. Народ потребовал, чтобы Бернс стал ездить на работу на электричке, и министр подчинился общественному мнению.
Глава правительства Великобритании Дэвид Кэмерон тоже добирается на работу в общественном транспорте. Иногда он даже не может найти сидячее место в метро, и ему приходится стоять.
Возможно, в будущем подобная практика укоренится и в Казахстане. Главное, что первые шаги для этого сделаны. Как отмечает руководитель Велосообщества Казахстана Думан Капасов, работа в этом направлении ведется и ее будет немало.
«Сотрудники акимата уже пересаживаются на велосипеды. Это можно наблюдать по велосипедам, которые стоят на велопарковке возле акимата города Алматы. Я знаю, что сотрудники акимата уже используют велосипед как транспорт в повседневной жизни. И, я думаю, с каждым днем их число будет увеличиваться. Бауыржан Кыдыргалиулы и сам катается на велосипеде. Все это могли наблюдать на велопробеге. Он прокатился как в ходе самого велопробега, так и после в потоке машин, видя обстановку своими глазами. Я думаю, данное им обещание будет исполняться. Наш город, конечно, проделывает работу в плане увеличения числа велосипедистов. Мы в свою очередь не отстаем, пропагандируя этот вид транспорта. Но, скажем так, нынешняя инфраструктура в городе еще не идеальна, и насколько я знаю, работа в этом направлении будет вестись», - отметил Думан Капасов.
Личный пример – хорошая вещь. Пока же алматинцы не наблюдают сильной «велосипедной» активности госслужащих и, в частности, акима Байбека. Хочется верить, что он все-таки начнет ездить на работу на велосипеде, как обещал, но не раз и не два, а постоянно. Ведь даже если десятки восхищенных блогеров будут прославлять единичные случаи велосипедного променада градоначальника, народу будет ясно – сделан относительно удачный пиар-ход или началась действительно серьезная работа, которая может перевернуть отношение как к транспорту, так и к самому городу в общем.