Страх в сердце женщины: как спасти детей от отца – бывшего зэка
Муж-тиран возвращается из тюрьмы: для некоторых женщин худшего кошмара просто невозможно представить. Тот, кто по идее должен стать опорой и защитой, кто в ответе за счастье своей жены и своих детей, легко может превратить их жизнь в самый настоящий ад…
Автор: Азамат Галеев
Казахстанская пенитенциарная система, впрочем, как и в других постсоветских странах, не в состоянии вернуть обществу исправившегося человека, считает известный адвокат Жангельды Сулейманов. И если возвращение отбывших свой срок осужденных представляет какую-то опасность для их близких, они просто обязаны предпринять все необходимые меры.
Любой осужденный имеет право, а в некоторых случаях просто надежду на то, чтобы снова оказаться на свободе – даже у приговоренного к пожизненному заключению, сказал юрист Жангельды Сулейманов. Но есть проблема…
«Сейчас нет средств и ресурсов для полной адаптации таких людей. Проблема упирается в то, что у нас-то и свободные, нормальные, образованные люди не всегда могут найти работу. А освободившиеся выходят и оказываются у разбитого корыта! У многих семьи уже нет: супруга развелась и вышла замуж за другого, либо просто развелась и одна живет. Что касается безопасности, что тут скрывать? Надо правду сказать. У этих людей немного меняется сознание. Особенно у тех, кто подвержен влиянию общества, в котором находятся. Они не могут, как обычные люди объяснить свои желания – сплошной слэнг. Либо они решают конфликты только при помощи силы. Либо есть привычка ко лжи. Но с другой стороны – все это вырабатывается в тех местах, где важно остаться живым. Там же немного другие «законы». Находясь в тюрьме несколько лет, человек меняет свое отношение и ему сложно прийти в мир свободных людей. А если к тому же от него отвернутся все родные, у него ничего нет и его ничто не ждет, он становится агрессивнее. В этом опасность заключается и у нас очень много рецидивов», - пояснил Сулейманов.
Одни из освободившихся по сути своей являются преступниками, продолжил адвокат, и снова возвращаются к старому, а других делать это по разным причинам вынуждает жизнь – они оказываются в замкнутом круге.
«Адаптируются те, у кого есть любящие родители, хорошие друзья. А те, кто опасен для своих близких, могут быть опасными и для других людей. И среди них есть такие, кто уже не боится лишения свободы. Жизнь на зоне для некоторых перестает быть Дамокловым мечом. Я думаю, государство придет к тому, что будет заниматься адаптацией бывших заключенных», - добавил Жангельды Сулейманов.
Что касается приема в доме, не впустить на порог освободившегося никто не может, если он является членом семьи и имеет какие-то права на само жилье. В случае же если супруга реально опасается за свою жизнь, за жизнь и здоровье детей, ей необходимо предпринять ряд мер.
«Нужно расторжение брака и раздел имущества. Если мужчина купил квартиру или построил дом в браке до того, как оказался в местах лишения свободы, и его близкие опасаются его возвращения, супруга после развода по закону обязана продать имущества, положить половину ему на депозит, и на другую половину приобрести себе жилье. Далее необходимо подписать, заключить соглашение о проживании детей. А, не расторгая брак и не деля имущество, нельзя не пускать человека домой. Это ведь и делает людей злыми. А если муж хотел супругу убить, то у него и потом возникают такие же мысли, тем более, если она его «посадила» - так бывает тоже, правда, это редкие случаи. Если же отбывший срок муж терроризирует жену и семью и есть угрозы, просто надо писать в полицию заявление. А угроза – это уже один из видов преступления. В отношении лица могут быть приняты меры. Один из самых легких вариантов – беседа, а если она не помогает, предпринимаются другие меры предосторожности и безопасности бывшей супруги и детей. Совет один – обращайтесь в полицию», - отметил Сулейманов.
Перевоспитание человека – вообще сложный вопрос, тем более, если это относится к преступнику. А сделать это в казахстанских колониях практически невозможно, дал понять адвокат.
«Среди волков нельзя стать зайцем, как и среди зайцев нельзя стать волком! И власти пришли к тому мнению, что надо минимизировать количество находящихся в тюрьмах. Государство поняло, что нельзя наказывать людей, которые впервые совершили преступление. Потом, есть же разные виды преступлений, например, экономические. Есть определенные нюансы – как неверное толкование законодательства. В судах так и пишут, что якобы для исправления человек лишается свободы. Но это неверная практика. Однозначно никакого воспитания нет», - резюмировал Жангельды Сулейманов.
О том, какой ужас может вселять в сердце женщины возвращение мужа из тюрьмы, узнал Алексей Шахматов. Этой теме посвящен новый выпуск программы «Наша правда» на телеканале КТК. Около двух лет назад мужчина средь бела дня открыл огонь прямо в школе. Скоро он получит условно-досрочное освобождение и покинет колонию – обещал вернуться отомстить. Кому и за что – смотрите «Нашу правду» (все вышедшие в эфир материалы доступны на сайте ktk.kz).