Тигрица Куралай обречена на смерть. Ей неоткуда ждать помощи
Администрация зоопарка Алматы не может заверить, что с тяжело больной тигрицей Куралай все будет хорошо. Состояние животного настолько удручающее, что надежды на ее выздоровление практически нет.
О серьезном заболевании хищницы стало известно в начале апреля этого года. По информации администрации зоопарка, для лечения животного приглашались лучшие ветеринары со всей страны! Однако, состояние больной до сих оставляет желать лучшего: животное на фоне пневмонии плохо ест и практически не двигается, у нее образовались пролежни и открытые раны.
Заместитель директора ГКП «Алматинский зоологический парк» Акбай Ажибаев сообщил корреспонденту КТК, что в последние дни состояние Куралай немного улучшилось, однако обнадеживающих факторов, указывающих на оптимистичное завершение дела, нет.
«Я не ветеринар, я не могу точно сказать, сколько она еще может продержаться. Но, по моему мнению, она не выживет. Сейчас прохладно, а когда наступит лето, появятся мухи, будут откладывать личинки, ее раны начнут гноиться, то есть будет только хуже. Она сейчас держится из-за того, что у нее сердце очень сильное. Переводить ее некуда – у нас нет специализированных лечебниц для экзотических животных. Мы своими силами можем только поддерживать жизнь. Иностранных специалистов по этому случаю привлекать не планируется», - отметил Ажибаев.
По мнению директора казахстанского Фонда сохранения снежного барса Олега Логинова, который рассказал, что тигры самые близкие родственники барсов, заявляет – в Алматы нет специалистов, способных оказать надлежащую помощь Куралай.
«Я их не знаю. Дело в том, что в зоопарке всегда работали ветеринары – выпускники алматинского зооветеринарного института. Их учат лечить в основном домашний скот. А тут есть отличия, специфика. Нужно, как минимум, отталкиваться от лечения домашних кошек. Есть международный опыт и ветеринары должны быть соответственно квалифицированы. А кроме ветеринарного обслуживания должны быть соответствующие, подходящие условия содержания. Того же барса или тигра, даже львов иногда держали в квартирах. Должно быть максимально проветриваемое место, светлое, без влаги. Еще нужно иметь чутье – надо видеть животное, любить и чувствовать его! Все остальное потом – знание, опыт работы… Экология Алматы, смог влияет на животных – это факт», - сказал Логинов.
Стоит отметить, что тигрица Куралай – это не первое животное, страдающее пневмонией, которая грозит привести к летальному исходу. Ранее в Алматы разгорелся жуткий скандал, когда «всплыла» информация о том, что с 2008 года по 2014 год из-за плохих условий содержания – сырости и повышенной влажности – погибли шесть краснокнижных барсов! Они были доставлены в южную столицу из Японии, Польши, Франции и Кыргызстана. Их вольер располагался далеко не в самом удачном месте – возле речки. Сырость и погубила снежных барсов, это признавал и руководитель зоосада.
«В советское время жили же животные. Но тогда атмосферное загрязнение было меньше на порядок, как минимум, в 10 раз. Вольеры с барсами были там, где было лучше всего – со стороны технического входа, там сейчас террариум находится. Я там видел, когда последний раз был, волки сидят, рыси. Их как раз можно было бы поместить туда, где сейчас барсы. А там, где они в данное время, солнечно и открыто и почему оттуда убрали барсов – непонятно.
Почему сейчас болеют, надо выяснить, от чего это происходит: высели животных, места обитания обработай, то есть обеззараживание проведи. Если устойчиво сидит инфекция и поражает животных, нужен целый комплекс мер. Насколько я знаю, легочные инфекции там были всегда, возможно, это место такое, что не каждая особь может жить. В Алматы даже люди болеют массово… По крупным кошкам, кстати, можно вообще сделать филиал за территорией нынешнего зоопарка, вынести какую-то экспозиционную структуру по примеру Бронкса (США). Это здравая и очень интересная идея!», - подчеркнул Логинов.
Удивительно, что подобные случаи с животными происходят сейчас – в мирное время и при современных знаниях в области зоологии. Между тем, в период блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны в городе, где не стало даже воробьев и крыс, зоопарк был сохранен. Там выжили даже такие крупные животные, как антилопа, гриф и бегемот по кличке Красавица. Зверей удалось спасти даже несмотря на массированные артобстрелы и авианалеты.
Произошло это, надо признать, благодаря самоотверженности сотрудников: смотритель зоопарка таскала воду из Невы на санках, поила и кормила животных при том, что только бегемоту требуется до 36 килограммов корма в день. Чтобы прокормить Красавицу, сотрудники зоопарка распаривали опилки и добавляли жмых, отруби и сено.
Как вспоминает смотритель зоопарка, Красавица очень боялась бомбежек. Поэтому во время обстрелов к ней в пустой бассейн спускались люди, чтобы Красавице было не так страшно. Более того, ей необходимо было постоянно находиться в воде, в противном случае кожа бегемота быстро пересыхает и покрывается кровоточащими трещинами. Водопровод зимой 1941 года не работал, однако сотрудники зоопарка нашли выход: они каждый день привозили из Невы бочку с водой и поливали ей бегемотиху, а трещины смазывали камфорной мазью – на все тело уходило до килограмма в день.
Благодаря такому уходу, проводившемуся даже в тяжелое военное время, Красавица прожила более 40 лет и умерла от старости, не заработав ни одной хронической болезни. Мы не сможем объективно оценить профессионализм сотрудников алматинского зоопарка, но плачевная ситуация с выживаемостью его питомцев наводит на мысли, если не о квалифицированности, то хотя бы о преданности своей работе и, как говорится в избитом выражении, ответственности за тех, кого мы приручили.