Алматы в ожидании автопарковочного «чуда»
Сколько платят за парковку автомобилисты за границей? И к чему это приведет в случае с нашей южной столицей?
Автор: Азамат Галеев
Примерное развитие событий описал руководитель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков. Он рассказал, станут платные автомобильные парковки неизбежным злом или добром, сообщает корреспондент КТК.
От 100 до 300 тенге должны будут платить за 1 час стоянки водители в Алматы. Им даже предложат покупку годового абонемента. Так, алматинцам он обойдется в 45 000, а приезжим – в 480 000 тенге! Многие были буквально ошарашены такой новостью. Еще бы – ведь их кошельки теперь тряхнут с новой силой и денежная река поплывет широким и бурным потоком… правда, пока не совсем ясно, в каком направлении и кому от этого будет хорошо.
«Разумная или нет стоимость часа парковки в Алматы можно будет понять, если акимат озвучит методику определения этой самой стоимости. Без этого сложно что-то понять. Возможно, что-то рассчитывали, сравнивали с другими мегаполисами, а, может, как часто у нас чиновники делают – так, примерно прикинули…», - поделился соображениями Эдоков.
Казахстан, конечно, не «открыл Америку» и платный час уже многие годы действует во многих странах. Вот ориентировочные расценки на стоянку в столицах некоторых из них:
Вывод один – хотим мы этого или нет, но к платным парковкам нам придется привыкать, добавил глава автосоюза. Это, пояснил он, – неизбежная плата жителей и гостей города Алматы за высокое звание крупнейшего в Казахстане города-мегаполиса и рост благосостояния.
«Америки» с «европами» прошли через это 50-30-20 лет назад – настал и наш черед. И особых велосипедов тут не изобретешь – мировой опыт показывает, что для решения экологических проблем, вопросов перегруженности городских улиц необходимы комплексные меры. Это, в первую очередь, грамотное планирование инфраструктуры города, развитие общественного транспорта (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи), зонирование районов города с дифференцированной оплатой парковки, строительство велосипедных дорожек, бесплатных многоуровневых перехватывающих паркингов на въезде в город и т.д. – то есть, все, что направлено на снижение количества личных автомобилей в городах с одновременным увеличением роли общественного транспорта!», - заявил Эдуард Эдоков.
Правда, однозначно оценить внедрение платных автопарковок не получится. Алматинский случай, отметил наш собеседник, это яркий пример того, «как частное благо идет в разрез с общественным».
«Многие ли из нас готовы отказаться от использования своего личного автомобиля для того, чтобы общественные дороги города стали менее загруженными? Вопрос, понятно, риторический... Платные парковки – это неизбежное «зло» (или добро!), хотим мы этого или нет. Платные парковки приводят к снижению количества автомобилей и уменьшению пробок, к большему порядку на дорогах, к наличию парковочных мест, к большей доступности города для пешеходов, к развитию общественного транспорта и т.д. Платные парковки никоим образом права иногородних автолюбителей не нарушают: хоть ты коренной алматинец, живущий здесь тысячу лет, хоть приезжий из славного города Чимкента – хочешь поставить машину, заплати положенную цену», - подчеркнул эксперт.
Эдуард Эдоков также дал понять, что реализация не совсем популярных, но очень смелых планов будет возможна лишь при наличие умной стратегии, разработанной зарубежными профессионалами, при вливании серьезных финансов, поддержке на самом верху и жестком контроле – чтобы ни у кого не возникло желания урвать «свой кусок». Глава Независимого автомобильного союза особо отметил важность именно последнего пункта.