{metadescription}
Зачем депутатам оставлять сетевиков без работы?

Зачем депутатам оставлять сетевиков без работы?

Какая разница между сетевым маркетингом и финансовой пирамидой? Можно ли с помощью сетевых продаж зарабатывать честно? И как бороться с назойливыми распространителями товаров? Ответы на эти вопросы дал известный финансист Владимир Джабаров.

Накануне депутат Мажилиса Парламента РК Жамбыл Ахметбеков выступил с инициативой запретить в Казахстане сетевой маркетинг. Однако мотивировка парламентария, как считает Владимир Джабаров, прозвучала не весьма убедительно, передает корреспондент КТК.

«Я, честно сказать, не вижу ничего общего между инвестиционными пирамидами и сетевыми компаниями. Депутат мотивировал свое предложение о запрете, во-первых, тем, что товары, продаваемые сетевыми компаниями, завозятся контрабандой, и это плохо; во-вторых, тем, что большинство товаров, которые продаются таким путем, не нужны людям. Из этого шла связка, что сетевой маркетинг похож на пирамиду. По моему мнению, причинно-следственные связи в этой мотивировке нарушены», - считает Джабаров.

Согласно определению, сетевой маркетинг – это концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (агентов сбыта), каждый из которых может привлекать партнеров, имеющих аналогичные права. Доходы участников сети состоят из комиссионных за реализацию продукции и бонусов, которые зависят от объема продаж.

Финансовая пирамида же – это способ обеспечения дохода участникам структуры за счет постоянного привлечения денег. То есть доход первым участникам пирамиды выплачивается за счет вкладов последующих участников. Как правило, истинный источник получения дохода скрывается, а декларируется вымышленный или малозначимый. Подобная подмена и является мошенничеством.

Джабаров полагает, что сетевой маркетинг в ряде случаев можно назвать настоящей работой, позволяющей зарабатывать честно. Стоит добавить, что действительно хорошие деньги получают те, кто находится ближе к верхушке системы. 

«По мне, люди, которые находятся в конце этой цепочки, работают вообще очень тяжело: они стучатся в двери, в которые их не пускают. Это достаточно тяжелый хлеб, я им не завидую. А если они работают в рамках закона, платят налоги, то это вполне честный заработок», - считает Джабаров.

Также эксперт пояснил, как может сказаться запрет сетевого маркетинга на экономике Казахстана и на рынке труда.

«Здесь есть три момента. Во-первых, прозвучавший тезис о том, что эти компании завозят контрабанду, мне кажется, достаточно условен. Об этом нет никаких данных, откуда взята эта информация – не понятно. Есть достаточно крупные компании, которые занимаются этим. Поэтому, при запрете бюджет лишится налогов. Во-вторых, я честно не обладаю статистикой, сколько людей работает в сетевом маркетинге, но предположить, что их больше нескольких тысяч, мы можем. Соответственно, возникает вопрос, кто этих людей трудоустроит? Особенно сейчас. И третий вопрос: как будут идентифицировать эти компании? Само по себе определение, что компания сетевая или не сетевая, настолько размыто, что как только возникнет возможность трактования, возникнет и коррупция», - отмечает Джабаров.

По мнению Джабарова, Казахстану требуется не столько запрет сетевых компаний, сколько увеличение экономической грамотности населения.

«В структурах сетевого маркетинга очень хорошо зарабатывают единицы, остальные – или мало, или средне. То есть сам принцип построения этого бизнеса основан на том, что должен быть герой с некой историей успеха, а все остальные будут к нему тянуться. Бизнес действительно очень специфичный, работа очень специфичная, но никто ведь не заставляет никого покупать, люди все взрослые, все сами принимают решения.

Я вижу необходимость преподавания в школах азов экономики, чтобы люди понимали базовые причинно-следственные связи и ответственно подходили к принятию решений. То есть, если человек купил что-то у сетевой компании, это был его выбор. Он человек взрослый, он сам отвечает за свои действия. Это очень важные вещи: люди должны такое понимать. Все на свете запретить невозможно. Люди должны ответственно относиться к своему выбору», - заключил Джабаров.

Новости партнеров

Сейчас в эфире