Пусть нарушители ходят пешком – жизнь человека бесценна
Оставшийся за рулем нарушитель опасен для всех! Наши эксперты прокомментировали петропавловский случай и рассказали, до какой степени нужно ужесточить наказания, чтобы они возымели действие.
Автор: Азамат Галеев
Сбившего 9-летнюю девочку водителя надо лишить прав на 1 год. К такому выводу пришли известные казахстанские юристы, которые прокомментировали шокирующий случай, произошедший в Петропавловске. Более того, эксперты объяснили, какие действия могли бы предпринять полицейские, чтобы в рамках действующего законодательства добиться максимального наказания для "горе-водителя".
ДТП произошло в облцентре СКО 23 мая: водитель легковушки на пешеходном переходе сбил 9-летнюю девочку. Он, кстати, мог бы понять, что на проезжей части присутствует пешеход, так как встречный транспорт прекратил движение перед самой «зеброй».
Школьница была доставлена в больницу и позже ее отпустили домой. Полиция Петропавловска начала разбирательство по ст. 600 КоАП РК. Родители ребенка не стали писать заявление на нарушителя – теперь ему грозит лишь штраф в 10 МРП (1 МРП равен 2121 тенге – Ред.).
Юрист Жангельды Сулейманов разнес в пух и прах выводы полицейских. Он рассказал, какими должны были быть их действия.
«Говорится о привлечении его по статье 600 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан. Там написано – нарушение Правил дорожного движения в части неуступления дороги пешеходу влечет штраф в размере 10 МРП. Это неправильная квалификация действий водителя вообще!
Если там легкий вред причинен, должна быть 610-я статья КоАП. И по ней штраф уже – 15 МРП и лишение прав на 1 год. Это минимум, как можно наказать того водителя. И о примирении тут речи не может быть, так как здесь, если в рамках уголовного дела, действовала бы 345 статья. И если был бы причинен не легкий, а средний вред здоровью, то это может быть не только физическая травма, но и психологическая. А она однозначно причинена: ребенок теперь будет бояться, его же подбросило в ДТП! Я думаю, тут неверная квалификация идет. И если будет средний вред здоровью, то нужна также психологическая экспертиза и тут надо будет ставить вопрос о преступлении. Палец заживет, а душа и психика – это же на всю жизнь. А для того, чтобы было примирение, надо хотя бы, чтобы дело было начато и зарегистрировано, чтобы были проведены необходимые действия. В данном конкретном случае водителя, как минимум, надо лишить прав на год, наложить штраф в 15 МРП и обязать через суд, чтобы он компенсировал лечение по психологической части – услуги, медикаменты, быть может», - разъяснил Сулейманов.
Его коллега, Аскар Каймаков, напротив – утверждает, что в данном конкретном случае при отсутствии претензий у сторон других выходов быть не может.
«По ДТП есть возможность прекратить за отсутствием жалобы потерпевшего. Да, там, возможно, и состава-то нет. Нет средней тяжести телесных повреждений и все, штраф и свободен. Это же деяние по неосторожности. Тем более, что взаимных претензий нет. Именно по неосторожности: не было бы зебры, не было бы и вины. А неосторожность – это форма умысла», - сказал Каймаков.
В то же время со словами Сулейманова о том, что даже штрафа в 15 МРП и лишения на 1 год было бы недостаточно, согласен и другой известный юрист – Таир Назханов.
«Дорожная полиция по сути осталась советской, карательной. Ее деятельность направлена прежде всего на выявление и раскрытие. Тогда как, на мой взгляд, дорожная полиция обязана работать на профилактику и предупреждение ДТП. Грузия, например, пошла на кардинальные меры в этом вопросе. Поменяли полностью состав полицейских, а вновь прибывшим существенно подняли заработную плату. Хотя в части ДТП, повлекших телесные повреждения, законодатель совершенно справедливо ужесточил наказание», - прокомментировал Назханов.
Существующую ситуацию на казахстанских дорогах никак не исправить, продолжил Жангельды Сулейманов, который уверен, что только «драконовские статьи» могут дисциплинировать наших водителей. Он, конечно, понимает, что его следующие слова вызовут массу нареканий и критику самых разных слоев населения, и в качестве аргумента приводит самое важное.
«Я однозначно и бесспорно за ужесточение – вы посмотрите, что творится на дорогах. Нетрезвых водителей надо лишать прав (водительское удостоверение - Ред.) пожизненно. А водителя, который сбил пешехода – лет на 5-10, по-другому нельзя. И пусть все кричат о правах человека – ничего страшного. Жизнь человека бесценна! Пусть нарушители пешком ходят. А вообще дело в чем? Некачественно производится выдача водительских удостоверений», - многозначительно резюмировал наш собеседник.