{metadescription}
Школа: в чем «прокололся» Запад и на чем выиграет Казахстан

Школа: в чем «прокололся» Запад и на чем выиграет Казахстан

Казахстанцы были порядком напуганы теми изменениями, которые в ближайшие годы должна претерпеть система школьного образования. Люди боялись, что из-за предлагаемой пятидневки школьникам сократят летние каникулы. Кроме того, учителя заявили о неготовности к резкому переходу на трехъязычное ведение предметов.

Чиновники попытались развеять все опасения. МОН РК реагировал практически на каждый факт выражения недовольства и несогласия. Так, стало известно, что летние каникулы детям урезать не станут, а вводить 12-летнее трехъязычное образование будут поэтапно на протяжении нескольких лет. Сейчас в Казахстане работают две специальные комиссии: одна из них изучает вопрос сокращения учебной нагрузки через интеграцию школьных предметов и их сокращение, другая – вопросы поэтапного внедрения трехъязычного обучения. Специалисты и эксперты должны будут взвесить все «за» и «против», прежде чем вводить какие-либо новшества.

В конечном счете, надеются наши власти, после модернизации среднего образования из казахстанских школ будут выпускаться люди с широким кругозором, в достаточной степени владеющие казахским, русским и английским языками – почти полиглоты. Такой бэкграунд должен помочь молодому поколению поступить в престижный вуз и построить успешную карьеру в той или иной области. Иными словами система образования намерена выдать рынку очень конкурентоспособные кадры!  

В Казахстане стало «модным» в противовес инициативам МОНа ставить в пример западную модель преподавания. Если точнее, то именно американскую. Детей в Новом Свете учат терпимому отношению к разного рода «инаковости» (от расы до сексуальной ориентации), разрешают самим выбирать предметы и их уровень сложности, а также держат их оценки в секрете от других учащихся. К чему привел такой подход, показывают последние исследования.  

Бытует мнение, что зарубежное образование непременно лучше отечественного, поэтому многие казахстанские школьники якобы мечтают учиться, например, в Соединенных Штатах. Однако не стоит идеализировать такое суждение. В той же Америке есть тьма школ, где детей заново обучают читать и считать, девочки беременеют уже в 6-7 классах, более того, бывали случаи групповых изнасилований прямо на территории школы…  

По данным американского Центра образовательной политики, почти пятьдесят процентов государственных школ США не достигают поставленной образовательной планки. Конечно, все данные разнятся в зависимости и от самой школы, и от штата, в котором она расположена. Например, в 2011 году в пяти штатах – Флориде, Миссури, Нью-Мексико, Массачусетсе и Южной Каролине свяше75 процентов школ не сумели показать требуемый уровень знаний у учащихся. Это стало самым худшим показатель с тех пор, как определение стандартов для бюждетных школ было санкционировано специальным законом в 2001 году, вступившим в силу с 2002 года. Экс-министр образования США Арне Дункан в своем заявлении газете The New York Times отметил, что система американского школьного образования находится в состоянии стагнации. Бывший чиновник признал, что она проигрывает в сравнении с другими странами.   

Посмотрим, как в принципе устроена обычная американская школа, которую любят ставить в пример наши соотечественники. Для начала важно отметить, что школы в США бывают платные, или частные (private), и бесплатные, или государственные (public). Примерно 85 процентов детей обучаются в государственных школах. Остальные идут в платные, многие из которых – религиозные. Так, в США распространена сеть католических школ, начало которой положили ирландские иммигранты во второй половине XIX века. Другие частные школы, зачастую жутко дорогие, существуют, чтобы подготовить учеников к поступлению в престижные вузы. Стоимость обучения в таких школах начинается с 10 тысяч долларов в год (непосильная сумма даже для некоторых казахстанских предпринимателей, уже не говоря о госслужащих и самозанятых гражданах). Верхний предел оплаты неизвестен, но сумма в 35 тысяч долларов вполне реальна. Кроме того, в США дети могут вообще не посещать школу, а учиться на дому (home schooling), если их родители могут это им позволить.

Обучение в школе разделено на три ступени: начальная (1-5 классы), средняя (6-8 классы) и высшая (9-12 классы). Причем американскую высшую школу (high school) нельзя путать с высшей школой в Казахстане, где так называют вузы. Каждая из американских школ всех трех уровней — это полностью самостоятельное учреждение, расположенное обычно в отдельном здании и со своим учительским составом.  

В школах США нет постоянных учебных коллективов. Студентов (именно так там называют всех учащихся) периодически перетасовывают. В младшем звене нет строгой дисциплины: детям не мешают ходить по классу, сидеть на полу или читать свою литературу во время урока. Однако к пятому классу всех усаживают за одноместные парты, и занятия приобретают уже привычный для казахстанца вид.

Если нет классов, то и классных руководителей, соответственно, нет. Частично их роль в школах США выполняют так называемые советники (Guidance Counselor). Они дают учащимся рекомендации по поведению в школе, выбору предметов на предстоящий учебный год, по созданию личного расписания, помогают выбрать вуз для дальнейшей учебы и подготовить необходимые документы для поступления. За одним таким советником обычно закреплено 50-60 учащихся.  

В средней  и высшей школе дети выбирают предметы сами. При этом биология, химия, физика и науки о Земле остаются обязательными. Однако и тут есть нюансы: чтобы взять более сложную программу по предмету, ученик должен иметь по нему в предыдущем году оценку «А» («отлично»). Американцы также могут выбирать более узкие предметы, то есть экологию, а не биологию; астрофизику, а не физику и так далее. Кроме того, выбрать можно и кулинарию.

В каком порядке что проходить – это уже дело каждого учащегося. Поэтому в США вполне нормально, когда в одном классе сидят и девятиклассники, и ученики 12-го класса – нонсенс и даже можно сказать «дикость» для нашего восприятия (нет четкого, распланированного процесса). Кроме того, у американских детей главное к окончанию школы набрать необходимую сумму кредитов. Ежегодно руководство школы утрясает расписания всех учащихся и присылает каждому таблицу, где указаны названия курсов, номера комнат и имена преподавателей. Поменять учителя нельзя, кто достался, тот и будет давать знания.

Оценки в школе ставят по буквенной системе: A, B, C, D и F, с добавлением минусов и плюсов. Но  кто и сколько получил за ту или иную работу публично оглашать в США не приятно, поэтому свои оценки знает только сам ученик.

Экзамены в старшей школе проводятся каждое полугодие. Пользоваться шпаргалками или списывать у соседа здесь никто даже и не подумает. А в том случае, если большинство неважно справится с экзаменом, его результаты можно вполне законно подкорректировать: учителя проводят шкалирование (scaling), то есть тем ученикам, которые набрали наибольший процент правильных ответов, скажем, 95 процентов, засчитывают 100 процентов, а остальным добавляют по пять процентов. И получается, что написали ребята тесты вроде бы не так уж плохо. Представить реальный уровень грамотности в таком случае очень сложно. В то время, как в странах СНГ и, в частности, в Казахстане оценка отражает действительную подготовленность ученика и никакие вариации не возможны.

Вероятно, именно чрезмерная диверсификация предметов, индивидуальная траектория, контроль в виде тестовых заданий, не предполагающий устных ответов, а также «подкручивание» результатов дало те плоды, что мы имеем на сегодняшний день. Это отсутствие широкой базы знаний, снижающийся уровень грамотности населения и стагнация в сфере образования в США. Достаточно лишь вспомнить знания американской молодежи (да и в принципе большинства населения) по географии и истории, когда Казахстан «причисляли» к африканским странам, а победителем во Второй мировой войне называли США или Германию… 

Новости партнеров

Сейчас в эфире