Автостраховка: сюрприз ожидает образцовых водителей
Как сейчас правильно подобрать страховую компанию? Что поможет казахстанским водителям сориентироваться на рынке и не прогадать в своем выборе? Герой нашей новой публикации объяснил, чем следует руководствоваться, и какие могут «всплыть» плюсы и минусы при автостраховании.
Автор: Азамат Галеев
Пришло время, когда законопослушность и культура вождения стали залогом доброго отношения страховщиков к своим клиентам. И любители полихачить, скорее всего, на собственном кошельке ощутят свои промахи и цену агрессивного вождения. Наш эксперт рассказал, как изменится страховой рынок и к чему следует быть готовым, сообщает корреспондент КТК.
Казахстанские страховщики в первом квартале 2016 года собрали премии на 3,9 миллиарда тенге. Это на 10 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время объемы выплат по АвтоКаско выросли на 23,8 процента – водителям было выплачено 1,8 миллиарда тенге. Несмотря на, казалось бы, результативный квартал, наш собеседник называет АвтоКаско убыточным видом страхования.
«Причиной убыточности на сегодняшний день можно назвать низкую культуру вождения водителей, которая становится основной причиной аварий. Также, можно отметить низкое качество сборки, качество металла и сварных соединений автомобилей. Например, в результате не очень серьезной аварии многие автомобили получают значительные повреждения вплоть до конструктивной гибели. Спортивные автомобили также входят в число наиболее убыточных. Причина этого — агрессивный стиль вождения их владельцев», - рассказал исполнительный директор АО «Страховая компания «Евразия» Шакир Иминов.
Про его прогнозам, стоимость АвтоКаско в ближайшее время не должна увеличиться.
«Страховщики будут применять в ценообразовании индивидуальный подход к каждому автовладельцу. То есть для аккуратных и безаварийных на протяжении нескольких лет водителей АвтоКаско должно стать адекватно недорогим! А для виновников аварий стоимость тарификации должна стать такой, чтобы стимулировать их на соблюдение ПДД и исправление манеры вождения. Стоит упомянуть, что дорогие по стоимости авто уменьшают убыточность. В нашей практике, самую низкую убыточность показывают автомобили премиум-класса, основная причина – более аккуратное отношение других участников движения по отношению к дорогому автомобилю. А также то, что владельцы автомобилей премиум-класса зачастую пользуются услугами профессиональных водителей, что снижает вероятность попадания в ДТП.
На сегодняшний день число автолюбителей в Казахстане растет с каждым днем. Несмотря на появление метро и отдельной полосы для автобусов (г. Алматы – Ред.), каждый пятый казахстанец в качестве средства передвижения выбирает автомобиль, т.к. это самый быстрый и комфортный способ попасть из пункта «А» в пункт «Б», - продолжил Иминов.
Чем больше автомобилей, тем больше аварий, пояснил эксперт. Здесь надо понимать, что важно обезопасить как водителя, так и его машину. В Казахстане в 2003 году вышел Закон, который обязывал участников дорожного движения приобретать полис ОГПО ВТС (обязательная гражданско-правовая ответственность водителей транспортных средств).
«Позднее было принято решение о том, что существует необходимость обеспечить должный уровень безопасности и для самого транспортного средства – сделать это можно, оформив полис АвтоКаско. Однако, если раньше данный вид страхования был по карману лишь весьма обеспеченным людям, то теперь он стал доступным практически каждому. В связи с этим, существенно возросло число автовладельцев, которые смогли оценить преимущества данного вида страхования на себе. Такие изменения, а точнее, рост числа водителей, оформляющих полис добровольного автострахования, во многом связан не только с улучшившимся финансовым положением граждан, но и с увеличением уровня опасности на дорогах», - добавил руководитель страховой компании.
Немного ликбеза. АвтоКаско – это добровольный вид автострахования, покрывающий риски, связанные с ущербом для автомашины. ОГПО ВТС обеспечивает защиту по автогражданской ответственности.
«Важно понимать, что у АвтоКаско и ОГПО ВТС разные объекты страхования: в первом случае – это автомобиль, во втором – автогражданская ответственность. А также, в договоре можно прописать практически любые риски, последствия которых будут возмещены компенсационной выплатой. Здесь и ДТП, и хулиганство, и вандализм, и угон, и деформация кузова, возникшая в результате непредвиденных ситуаций – пожар, стихийные бедствия. Соответственно, данные виды страхования являются дополняющими друг друга, а не взаимно исключающими.
Тем не менее, стоит обратить внимание на то, в чем заключается суть страхования АвтоКаско. Ответственность по АвтоКаско не страхуется, но в это же время покрывается масса рисков, связанных с порчей Вашего транспортного средства. Таким образом, преимущества данного вида автострахования становятся очевидными», - разъяснил Шакир Иминов.
Понятно, что АвтоКаско нужно лишь для покрытия расходов по ремонту в случае ДТП. Но у него есть большой минус – высокая стоимость! Если не полениться и потратить лишнее время, можно определить для себя набор необходимых услуг, можно «вырезать» пару-тройку пунктов и немного сбить цену. Есть и другие нюансы, которые следует принять к вниманию.
«Стоимость полиса АвтоКаско некоторым образом зависит от количества, возраста и стажа вождения вписанных в полис водителей. И если страховой случай наступил в тот момент, когда авто находилось под управлением не вписанного в страховку человека – это стопроцентная вероятность того, что в компенсации ущерба будет отказано! Также, возмещение ущерба не выплачивается в тех случаях, когда не соблюдаются условия страхования. К примеру, документы поданы в страховую компанию позже официально оговоренного срока, или сведения в них не соответствуют действительности, а также в том случае, если страховая компания признала себя банкротом, или полис автострахования утерян или украден и не восстановлен вовремя», - проинформировал Иминов.
Кстати, чтобы не попасть в сети мошенников и недобросовестных страховщиков, можно ознакомиться с историей той или иной компании. Практически все их финансовые данные можно увидеть на сайте Национального банка РК. информация доступна в разделе «Статистика». «Страховой сектор» находится в подразделе «Показатели финансового сектора».
«Процентные ставки могут быть разные – от 1 до 5% от страховой суммы. А итоговый тариф зависит от многих факторов: возраст авто, водительский стаж его владельца, аварийность, риск угона, который определяется исходя из соответствующих рейтингов», - рассказал наш собеседник.
В завершении стоит напомнить, что падающее дерево или столб не выбирают машины и риск распространяется на всех. Это касается и недоброжелателей с гвоздем в руках. Кроме того, стереотип «меньше ездишь, ниже риск», по мнению нашего эксперта, себя не оправдывает. Ведь чем реже ездит водитель, тем меньше практика.
Возможно, хоть немного движение станет безопасней, если ударить по карманам злостных нарушителей ПДД – когда слова не работают, остается действовать монетой. Зачастую даже тот водитель, который старается соблюсти все правила и требования, попадает в происшествие из-за нерадивых участников движения. А ведь страховку все покупают по одним и тем же ценам…