{metadescription}
«Группы смерти» против горшков и корабликов – чья возьмет?

«Группы смерти» против горшков и корабликов – чья возьмет?

Взять и запретить – излюбленная манера чиновников. Но на этот раз отличились народные избранники, которые предложили – ни много, ни мало – отлучить казахстанских детей от социальных сетей! Наши эксперты усмотрели ряд проколов в этой инициативе.

Идея ограничения доступа детей к соцсетям разбила интернет-сообщество на два лагеря – есть сторонники, и есть противники. Мы не поддерживаем ни тех, ни других, а просто попытались выяснить, как все может быть реализовано и к чему в конечном результате надо быть готовым.

Казахстанские депутаты (члены Мажилиса Парламента РК) предложили вслед за Старым Светом и в нашей стране ограничить доступность интернета, а именно, не позволять подрастающему поколению пользоваться соцсетями. Парламентарии объясняют это тем, что в республике очень много детей якобы попало под влияние так называемых «групп смерти», пропагандирующих суицид.

Эксперт в области телекоммуникаций Светлана Черненко считает, что обозначенная депутатами проблема с вовлечением детей в те самые группы возникла не на пустом месте и имеются все основания для переживаний и опасений.

«Проблема вовлеченности детей и подростков в социальные группы пагубной направленности абсолютно не надуманная и внимание Государства к ней – это шаг в верном направлении, который не стоит, на мой взгляд, увязывать с тотальным контролем или ограничением гражданских свобод.  К слову сказать, технологически проблемы с идентификацией личности в Интернете уже давно и успешно решены. Не знаю, какой механизм верификации будет принят, но мера эта необходимая», - сказала Черненко.

Но тем, кто будет разрабатывать новый закон, следует учесть, что нельзя допускать строгого запрета, добавила она, иначе это может привести к обратному эффекту.

«Упрощенно эта ситуация похожа на запреты в части продаж спиртного или курения в общественных местах. Очевидно, что общие показатели потребления снижаются и эти барьеры имеют эффект. Но особенностью нашего общества является «протестный дух». Простой пример. Посмотрите на наши дороги – даже после введения требования к обязательному использованию детских кресел в огромном количестве машин можно увидеть детей, высунувшихся в окно. Они не то, что не сидят в кресле, они даже не пристегнуты. И часто это довольно дорогие авто, то есть поведение родителей совсем не связано с отсутствием финансовых возможностей. Таким образом, прямой запрет – это полумера. Запретив регистрацию, мы получим сиюминутную мнимую пользу и поверхностную отчетность о проделанной работе, но саму проблему не решим.

Регулирование должно сопровождаться деятельностью по  Интернет-оздоровлению общества, повышению пользовательской грамотности с использованием самого надежного института – семьи. Необходима социальная работа с родителями, чтобы они понимали, что проблема реальная, и любой ребенок, уткнувшийся в гаджет, автоматически попадает в группу риска. Запрещать пользоваться этими устройствами – бессмысленно и невозможно. Обойти любые блокировки – также не проблема.  Работа государства должна заключаться в распространении разъясняющих роликов, публикаций, программ, инструкций по элементарной настройке родительского контроля в браузере наконец. И делать это нужно на профессиональном уровне, с привлечением опытных специалистов. Родитель и ребенок должны трезво понимать, что от виртуальной болтовни может быть всего один шаг до реальных действий», - считает Черненко.

Психолог Анна Кудиярова тоже не приветствует жестких запретительных мер. Гораздо эффективнее, уверена она, будет жесткий родительский контроль.

«С одной стороны, это не есть хорошо, потому что это – ограничение свободы. И, наверное, признание того, что родители бессильны. А ведь именно они, а не государство и не общество, должны в первую очередь отвечать за состояние чувству и мыслей своего ребенка. С другой стороны, если есть уже какой-то неуправляемый поток, то, возможно, в какой-то степени это надо законодательно ограничить, то есть взять на себя роль грамотного родителя!

На нехорошие сайты идет ребенок, у которого нет душевной близости с родителями, ребенок, который не знает, чем себя занять. То есть энергию ребенка, весь его интерес к чему-то пониже пояса, к чему-то плохому, вредному родители должны перенаправить на какие-то хорошие, добрые дела – велосипед, рисование, путешествие по горам», - пояснила Кудиярова.

Ее коллега Владимир Стеблянко сделал очень интересное заявление. Так, по его мнению, мамочки и папочки должны воспринимать соцсети как кладезь информации о собственных детях и научиться ее правильно интерпретировать.

«Запрещение – это не лучший вариант воспитательной работы. В социальных сетях подросток имеет возможность разместить о себе какую-то информацию, он становится видным для родителей. Это очень важно, так как дети не все могут сказать напрямую, у родителей не на все есть время, а здесь можно увидеть свое дитя: его проявления, запросы, интересы, его видение и контакты. И, что самое важное, на это можно повлиять. Мне кажется, социальные сети – это хороший источник информации для родителей», - сказал Стеблянко.

Он также назвал причины, по которым вообще появляются эти пресловутые «группы» смерти.

«Первая причина – дань моде. Молодежь подвержена новым веяниям, дети стремятся к общению, к формированию групп. И сегодня можно входить в такую группу, где бытуют эмоции, где пропагандируется смерть. Человек, следуя моде, оказывается вовлечен в такую глупость.

Вторая причина – незанятость, неувлеченность более конструктивными направлениями, мыслями. Это уже родительское упущение: они не выполняют прямой родительской обязанности и не направляю детей в нужное русло. Третья причина – социальная пустота. Некоторые подростки не могут себя проявить должным образом, возникает вопрос: интересна ли жизнь, может лучше уйти из нее? Вот три причины, и все они должны быть под контролем родителей. Ведущая ответственность именно на них», - подчеркнул специалист.

Мы обратились и к самому инициатору нового запрета. Любопытно выходит – мажилисмен Кенес Абсатиров уверяет, что сам не является приверженцем введения строгого запрета. Как он сам уточнил, у правительства есть много времени, чтобы проработать все нюансы.

«Это мировая практика. Комиссия Европарламента предложила ограничить доступ к социальным сетям лицам младше 16 лет, так как к этому возрасту человек уже более осознанно совершает действия. Мы предложили прислушаться к рекомендации Европарламента о необходимости обязать компании, обеспечивающие связь, разработать способ получения согласия родителей на регистрацию их детей в соцсети либо отказ в доступе.

Мы не говорим, что нужно установить запрет немедленно! Мой депутатский запрос – это призыв прислушаться и ввести нечто подобное в Казахстане. Мы предложили провести расширенное заседание нашего комитета по социальному и культурному развитию Мажилиса Парламента в октябре этого года и на нем обсудить возможности ограничения доступа. Мы будем с айтишниками разговаривать, с компаниями. В некоторых странах это уже практикуется, правда, не везде успешно, но, тем не менее, опыт такой работы есть», - отметил Абсатиров.

1863 несовершеннолетних казахстанца сейчас состоят в опасных группах, добавил народный избранник. И это, по его словам, – главное основание для того, чтобы установить ограничения, конечно, в приемлемых рамках.

А чтобы придать веса своим словам, Абсатиров привел пример – случай из Омска, где администратором «групп самоубийств» оказалась 13-летняя школьница. Российская полиция вышла на нее, изъяла телефон и жесткий диск ее компьютера, но привлечь к ответственности восьмиклассницу не удалось. По законам РФ, этого нельзя делать со столь юным созданием…

Но! Нужно не просто запретить, а предоставить альтернативу – озвучил мысль Кенес Гарапович. И, по его соображениям, это может быть не только спорт, но и различные кружки – судомодельные, авиамодельные, радиотехнические, гончарные и т.д.

«Вот мы говорим о создании в школах кабинетов робототехники, но прежде чем робота строить, надо человека хотя бы научить держать в руках отвертку или молоток», - резюмировал мажилисмен.

Кстати, по данным зарубежных СМИ, в Европарламенте уже узаконили запрет детям до 16 лет регистрироваться в социальных сетях без согласия родителей. Новые правила будут действовать во всех 28 странах с 2017 года. Однако каждая из них может в любое время изменить возрастной лимит.

Вчера

15 февраля

14 февраля

Новости партнеров

Сейчас в эфире