Без истерик и скандалов – выпускники перестали бояться ЕНТ
Изрядно попотеть выпускников заставили математика и история Казахстана. А легче всего давались тесты по казахскому, русскому и английскому языкам. Поумнели наши дети или нет – судить сложно, так как все равно никто не знает, где проскакивает «элемент лотереи».
Автор: Наталья Батракова
ЕНТ больше не пугает выпускников и их родных. Нынешнее тестирование проходит гораздо спокойнее, чем в предыдущие годы. Свою оценку первого дня ЕНТ озвучила учитель высшей категории и Почетный работник Образования РК Алла Ярмухамедова. По ее словам, очень заметно снижение напряженности среди выпускников, и связано это с тем, что ЕНТ в этом году было разрешено пересдавать.
«Возможность пересдачи стала огромным подспорьем для детей. Это очень мудрое решение в пользу ученика! Оно сказалось на психологическом состоянии детей и родителей: они более спокойно шли на ЕНТ, были уверены, что есть какая-то страховка в жизни, есть поддержка. Ну и, конечно, большая уверенность была у детей в себе, в своих силах. В целом, какие мы прогнозировали результаты, на те цифры мы и вышли», - призналась Ярмухамедова.
МОН РК уже отчитался по первому дню ЕНТ. По данным ведомства, были протестированы 17 934 выпускника. И у них учителя изъяли… более 8,5 тысячи запрещенных предметов. Иными словами, с ними на самое, пожалуй, важное событие в жизни пришел почти каждый второй выпускник. Далее, педагогам пришлось выгнать из аудиторий четверых выпускников, а результаты их работы были автоматически аннулированы.
По итогам первого дня уже есть три счастливчика, которые набрали максимальные 125 баллов. Это две выпускницы алматинской школы-гимназии №159 имени Ы. Алтынсарина и выпускница школы-гимназии №12, также расположенной в южной столице. При этом свыше ста баллов набрали 3834 человека (или 21,3 процента от общего количества тестируемых). Не преодолели пороговый уровень в 50 баллов 2277 выпускников (или 12,6 процента). Кстати, родители алматинских выпускников рассказывали, что в этом годы вопросы были полегче, чем в прошлом. С их словами в какой-то мере согласна и наша собеседница. Алла Булатовна говорит, что откровенных возмущений вопросами, попадавшимися в тестах, не наблюдалось.
«Тестовая база, которая была использована в тестировании, соответствует тем вопросам, которые давались детям при подготовке к ЕНТ. Те ребята, которые занимались в течение всех школьных лет, причем занимались усиленно, усердно, разумеется, эти дети сказали, что вопросы в тестировании были им достаточно знакомы и не вызывали особых трудностей. А те, кому учеба давалась трудно, которые не занимались в системе, разумеется, выходили и говорили, что тестовая база для них была сложная. Поэтому можно сделать вывод о том, что вопросы все-таки детям были знакомы. Не было слишком сложных вопросов, но и очень легких вопросов тоже не было. Даже сильные ученики говорили, что им встречались достаточно трудные вопросы по истории Казахстана и по математике. Как правило, именно по этим двум предметам выпускники набирают в среднем ниже, чем по казахскому, русскому и английскому языкам», - сказала Алла Ярмухамедова, которая кстати является Лучшим учителем Алматы 2014 года.
Также она прокомментировала тот факт, что ентшники в последние годы обучения в школе делают упор лишь на те предметы, которые будут на ЕНТ. Родители выпускников беспокоятся, что тем самым их дети обделят вниманием другие немаловажные предметы, не сдаваемые при тестировании.
«Где-то родители, конечно, правы. Но они смотрят со стороны. Мы же, учителя, непосредственно готовим детей к ЕНТ и отвечаем за эту подготовку. Такое не только в нашей республике происходит: я слышала, и российские выпускники не год, а два года и больше посвящают подготовке к ЕГЭ. Говорить о том, что дети не учатся в это период – не правильно. Это систематизация знаний: они структурируют все то, что они получили за все годы учебы. Конечно, здесь есть какой-то минус, потому что ребята налегают на те предметы, которые идут к сдаче ЕНТ. Поэтому, я думаю, выражу не только свое видение, но и мнение многих учителей школ Казахстана, что все-таки нужно вернуть традиционные экзамены в школы», - подчеркнула Ярмухамедова.
Как пояснила Алла Булатовна, во время экзаменов выпускнику проще показать имеющиеся знания, в то время как на ЕНТ все-таки есть «элемент лотереи».
«В основном, конечно, все подтверждают: как они учились, так и сдают тестирование. Но все равно «элемент лотереи» есть. Бывают случаи, когда трудолюбивому, хорошему ученику вдруг попадается вопрос, которому он уделил меньше внимания или не с той точки зрения рассматривал. Очень жалко таких ребят. Я считаю, что экзамен в школе лучше показывает потенциал ребенка. Нам это нужно как итог, чтобы понять, чему мы ребенка научили. А когда он в вуз пойдет по своей специальности – пожалуйста, пусть вуз проведет тестирование по определенному предмету, который ему нужен, и выявит уровень знаний абитуриента», - сказала Почетный работник Образования РК.
Кроме того, Ярмухамедова выразила свое мнение по поводу количества грантов. Она пояснила, мало или много на весь Казахстан выделяемых в этом году 32 тысяч образовательных грантов.
«Я думаю, если дают такое количество грантов, значит, столько и требуется. Министерству виднее, не нам это решать. Возможно, это и нормально. Пусть дети готовятся, пусть стараются. Мне кажется, сильные ученики пройдут по гранту», - предположила Ярмухамедова.
Есть и малоприятные вещи: наша собеседница сообщила, что в последние годы все больше выпускников стараются поступить не в престижные вузы нашей республики, а в какие-нибудь зарубежные университеты. Но при этом Алла Ярмухамедова отметила, что учиться за границей обычно получается у круглых отличников.
«Поступление в западные, зарубежные вузы – это, скорее, вопрос платежеспособности родителей. Но и, возможно, это какая-то лазейка для детей, чтобы уйти от ЕНТ. В нашей школе многие дети поступают в зарубежные вузы. Происходит это по разным причинам, я не могу их озвучивать, у каждого ведь все индивидуально. Кто-то считает, что наши вузы не соответствуют их требованиям, их запросам. Кто-то желает получить европейское образование, кто-то в Азии. В процентном соотношении достаточно большое количество детей уезжает обучаться за границу. Причем в основном это сильные ученики. Но примечателен и тот факт, что многие из них, получив образование за рубежом, возвращаются работать в Казахстан, на свою родину», - заключила Ярмухамедова.