Новый скачок бензиновых цен прогнозируется в Казахстане
Казахстан резко увеличил объемы производства бензина – сразу на 14,3 процента, до 978 тысяч тонн. В стоимостном выражении рост составил 43 процента. Однако даже такие, казалось бы, внушительные цифры не сделают бензин для казахстанцев доступнее. Наш эксперт рассказал, какие цены следует ожидать в действительности.
НПЗ Казахстана по итогам первого квартала 2016 года сумели удовлетворить 73,9 процента спроса на бензин (включая авиационный) и 94,5 процента спроса на дизельное топливо.
«Объем производства нефтепродуктов достиг за январь-апрель 2016 года 184,9 миллиарда тенге, против 129,3 миллиарда в аналогичном периоде годом ранее. Прирост составил 43 процента.
В натуральном выражении в сегменте нефтяного и дизельного топлива отмечен значительный прирост в производстве бензина (сразу на 14,3 процента, до 978 тысяч тонн), и керосина (на 8,6 процента, до 80 тысяч тонн). Производство дизтоплива выросла на 0,9 процента, до 1,4 миллиона тонн. Снизился только выпуск топочного мазута - на 10,9 процента, до 858 тысяч тонн. Выпуск продукции в сегменте сжиженных углеводородных газов вырос на 46,6 процента, до 224 тысяч тонн», - отмечают аналитики Energyprom.
Однако, как пояснил известный экономист Сергей Смирнов, «эти объемы как соломинка утопающему», передает корреспондент КТК.
«У нас до 40 процентов рынка зависит от поставок бензина из России. Эти наши увеличения, которые происходят, не сравнимы с теми объемами, которые завозятся из России. А сейчас в России идет повышение оптовых цен на бензин. Это с некоторым опозданием скажется на повышении розничных цен на бензин, и все это, в свою очередь, окажет влияние на рынок Казахстана. Я думаю, у нас все-таки будет повышение цен, а не понижение», - сказал он.
Кроме того, по словам Смирнова, необходимо учитывать ряд факторов, связанных со стоимостью бензина, главными из которых являются прогноз дефицита бензина в России, снижение объемов добычи нефти в Казахстане и девальвация национальной валюты.
«У нас идет сокращение объемов добычи сырой нефти. Если в прошлом году было добыто 79,5 миллиона тонн, то в этом году прогнозируют лишь 74 миллиона тонн. Сейчас максимальная загрузка наших НПЗ в связи с их изношенностью составляет около 14 миллионов тонн. И то половина объемов поступает из России, так как в основном вся наша нефть идет на экспорт. А после модернизации заводов суммарные объемы переработки на трех НПЗ должны составить 18,5 миллиона тонн. Учитывая, что у нас идет явная тенденция снижения объемов добычи, возникает вопрос, где для наших НПЗ возьмутся дополнительные хотя бы еще пять миллионов сырой нефти?
Есть еще один фактор – девальвация тенге, которая привела к удорожанию стоимости модернизации заводов. В 2009 году, когда программа модернизации принималась, на нее требовалось 3,5 миллиарда долларов. Сейчас, я слышал, что требуется уже свыше 6 миллиардов долларов. То есть стоимость модернизации заводов в долларах уже практически удвоилась, а если перевести это в тенге, то это вообще будет дорогое удовольствие, и все издержки будут переложены на конечного потребителя. Таким образом, бензин, который будет производиться на наших заводах после их модернизации, может быть неконкурентоспособным даже с российским бензином, он может оказаться гораздо дороже», - сказал Смирнов.
По его словам, времена, когда казахстанские НПЗ смогут самостоятельно обеспечивать отечественный рынок, наступят еще не скоро. «Сомневаюсь. Вообще согласно комплексному плану модернизации, принятому в мае 2009 года, модернизация всех трех заводов должна была завершиться к 2015 году. Сейчас уже половина 2016 года прошла… » - отметил Смирнов.