{metadescription}
Как обратить радикалов в традиционный ислам?

Как обратить радикалов в традиционный ислам?

Реально ли вернуть последователей радикальных течений в лоно традиционного ислама? Каких именно специалистов не хватает в религиозной сфере в Казахстане? На эти и другие вопросы ответил наш эксперт.

Накануне актюбинские силовики обрисовали свое плачевное положение, объясняя обострение ситуации по борьбе с экстремизмом. Оказалось, что спецслужбам не хватает финансирования и профессиональных оперативников. Кроме того, с большой трибуны было заявлено о том, что в нашей стране недостаточно грамотных теологов и авторитетных имамов.

Силовики также рассказали, что победить в войне умов сейчас очень сложно. Попытки переубедить радикалов встать на путь традиционного ислама, в основном, не дают эффекта, сказал руководитель Департамента КНБ по Актюбинской области Нурлан Кыдырбаев. Возможно, он подразумевал именно работу своих подчиненных, которая, конечно, же имеет несколько другой характер, нежели в случае, например, со священнослужителями.

У известного политолога, доктора исторических наук, профессора Асылбека Избаирова есть другие мнение. Он считает, что в стране достаточно фактов, когда закоренелые экстремисты вставали на путь исправления, передает корреспондент КТК.

«Есть масса фактов, когда именно радикалов, экстремистов переубеждали и возвращали в лоно традиционного ислама. Этому свидетельствуют яркие примеры реабилитационного центра «Ак ниет», который в условиях исправительных учреждений работает с осужденными за экстремизм и терроризм. Я знаю как минимум двух-трех людей, которые действительно когда-то были экстремистами, но смогли вернуться в лоно традиционного ислама.

Для этого их нужно реабилитировать, провести через определенные процедуры. Это конкретная работа теологов. Затем по некоторым узловым моментам нужно проверить, насколько человек отошел от радикальной идеологии. Те, кто уже имеет за плечами определенный боевой опыт, кто участвовал в каких-то сражениях, им все-таки не удастся избежать наказания, но в плане переубеждения, его возвращения в лоно традиционного ислама – это в принципе возможно», - сказал политолог. 

Справедливости ради ему приходится отметить, что держать все нетрадиционные течения под контролем не совсем возможно. Избаиров напомнил об узбекистанском опыте работы, где, кстати, действуют довольно суровые законы.

«Нельзя сказать, что радикалы там исчезли, они залегли в подполье и ждут своего часа. Так и в нашей стране запретительные меры будут способствовать уходу в подполье приверженцев нетрадиционных течений», - сообщил Асылбек Избаиров.

Комментируя ситуацию с нехваткой авторитетных теологов, о чем также рассказывал глава Актюбинского ДКНБ, Избаиров подтвердил, что грамотных специалистов в этой области действительно не хватает.

«Нам не хватает грамотных теологов, которые пусть и обучались за рубежом, но прошли переквалификацию в Казахстане. Потому что видение, которое человек получает в зарубежных странах, все равно противоречит нашим некоторым устоям, традициям и обычаям. Люди, обучавшиеся за рубежом, в основном в тех странах, которые нам близки по менталитету – Турция, Татарстан, Узбекистан, Египет, говорят о ценностях хамасийского мазхаба (мазхаб – мусульманская правовая школа – Ред.)  и так далее.

Но, например, тот же реабилитационный центр представлен специалистами, которые обучались за рубежом, а затем на местах смогли переориентироваться. К тому же в ДУМК есть институт переквалификации имамов», - сказал политолог. В Казахстане наиболее распространен ханафитский мазхаб.  

При этом он верно подчеркнул, что борьба с экстремистами не входит в прямые обязательства имамов.

«Задача имама – это активная работа с прихожанами, ему нужно просто чуять атмосферу людей, рассказывать людям, что экстремизм это плохо. Имам отвечает в своих проповедях на абстрактные вопросы. Он должен работать в самом поле.

Если честно, в работу имама не входят вопросы противодействия экстремизму и терроризму. К вопросам имама относятся проведение религиозных обрядов, работа в самой мечети и так далее. А вопросами противодействия, наверное, все-таки, как следует из опыта других стран, лучше доверить заниматься НПО, центрам противодействия экстремизму и терроризму», - заключил Асылбек Избаиров.

Вчера

23 ноября

22 ноября

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.