Рабовладению конец – налоговая наносит удар
Рабами в Казахстане становятся из-за низкой правовой грамотности. Не беда! Силовикам помогут налоговики, уверен юрист.
Автор: Наталья Батракова
Казахстанское общество страдает из-за разрушения родственных связей, заявил наш собеседник. Люди плохо знают законы, сказал другой эксперт. Досталось от них и нашей родной полиции… Герои нашей сегодняшней публикации в интервью корреспонденту КТК объяснили, по чьей вине в казахстанских аулах процветает рабство и как долго еще продержится этот пережиток древности и средневековья.
По всей республике каждый год пропадает множество людей. Часть из них попадает в рабство – трудовое либо сексуальное. Известный правозащитник, председатель совета Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис пояснил суть современного рабства и его отличие от древнейшего правового института.
«То, о чем идет речь, называется «современные формы рабства». То есть это не то рабство, о котором мы знаем из истории. В международной практике современные формы рабства пересекаются с торговлей людьми, когда люди оказываются в определенной зависимости от других людей оттого, что у них нет документов, им негде жить, у них нет работы, и с принудительным труд, чаще всего – бесплатным. У нас подобное рабство имеет место быть во многих сельских районах. Зависимыми от так называемых хозяев зачастую оказываются бомжи или те, кто по тем или иным причинам оказался на нижних ступеньках социальной лестницы», - отмечает Жовтис.
Правозащитник назвал основные силы, которые должны вести борьбу с этим видом преступлений.
«Бороться с этим должны как минимум три государственных органа – правоохранительные органы, которые по таким сигналам должны немедленно вмешиваться, органы прокуратуры и трудовые инспекции, потому что это проблема еще и бесплатного труда. Как известно, принудительный труд идет с нарушением Трудового Кодекса РК, поскольку труд без договора у нас не возможен», - пояснил Жовтис.
В качестве причин, влияющих на рост подобных преступлений в стране, Жовтис отмечает низкий уровень правовой грамотности населения и неэффективность работы полиции.
«Каждый полицейский, который курирует определенный район, должен знать, кто у него живет, что там происходит. Никаких сомнений у меня нет, что участковый знает, в каком селе, на каком отдаленном пункте, в каком хозяйстве есть такие люди. Зачастую имеется определенная договоренность между хозяином и участковым. Для того чтобы с этим бороться, необходимо, чтобы действовали и полиция, и трудовая инспекция. К сожалению, пока их работа крайне неэффективна и связана с коррупцией», - сказал Евгений Жовтис.
Адвокат Жангельды Сулейманов видит еще одну причину, способствующую росту количества фактов рабства в стране. «Одна из причин в том, что родственные связи нарушены. Не во всех семьях родственники каждый день люди созваниваются, чтобы узнать, как дела у их родных. Выходит так, что человек попал, и его никто не ищет, он нигде не появляется, ни в какой системе», - добавил Сулейманов.
Ощутимый удар по рабству нанесет декларирование доходов, которое уже совсем скоро планируется ввести в Казахстане, добавил юрист. Это, конечно, будет происходить поэтапно, но уже в 2017 году сможет охватить немало людей.
«Для того чтобы отследить пропавшего человека необходимо, чтобы все люди отмечались в какой-то информационной системе. С 2020 года планируется и, скорее всего, будет введено всеобщее декларирование. Я полагаю, что когда кто-то из людей не будет подавать декларации, то налоговые органы будут разыскивать этих людей и, возможно, спасать из рабства. Другого способа я пока не вижу.
А проверять эти зимовки, отдаленные места, какие-то хозяйства большой надобности нет. Во-первых, проверяющие могут договориться с теми людьми, кого они проверяют. Во-вторых, бывают случаи, когда полицейские приезжают проверять, а люди, содержащиеся в неволе, не заявляют на своих хозяев, видимо, из боязни, что их потом могут наказать», - сказал юрист.
Комментируя последний случай в Карагандинской области, Сулейманов отметил, что сейчас делать выводы еще рано и необходимо дождаться окончания следственных действий.
«Сейчас это версия журналистов и версия семьи. Если начнут разбираться, может оказаться, что они добровольно работали, никто их не держал. Пока не будет проведено следствие, пока мы не услышим и ту сторону, которая якобы держала в рабстве эту семью, исход дела предугадать сложно. Я не удивлюсь, если завтра люди, которых нашли, скажут, что они наговорили на хозяина, были обижены на него, что он на самом деле хороший... У нас такие случаи бывают очень часто.
Если же те слова, которые мы услышали от этой семьи о том, что их приковывали, не давали им куда-то уйти, эксплуатировали их, не давали им зарплату, будет доказаны, то тогда подозреваемым в соответствии со статьей 126 УК РК («Незаконное лишение свободы человека, совершенное с целью эксплуатации») грозит от пяти до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой», - отмечает Жангельды Сулейманов.
В то же время Евгений Жовтис отмечает, что в этих случаях очень важно наказывать преступников, однако в казахстанской практике по данной статье очень часто происходит примирение сторон.
«То есть хозяин примиряется с работником, друг к другу они претензий не имеют, кто-то что-то выплачивает, и все расходятся по своим квартирам. Мы давно настаивали на том, чтобы не было примирения по этим статьям. То есть человек, применяющий труд современного раба, не должен уходить от ответственности! Безнаказанность тоже провоцирует продолжение такой порочной практики», - настаивает правозащитник.
Искоренить рабство. Возможно ли это? Скептически настроенный Жовтис в этом очень и очень сомневается.
«Искоренить рабство целиком так же, как и в случае с коррупцией, не возможно. Но понизить уровень до минимального, пытаться с делать это неприемлемым, нетерпимым, вполне возможно. Для этого необходимы, во-первых, очень эффективная работа государства, во-вторых, общественное неприятие. Общество должно на это реагировать, а у нас людей мало интересует то, что происходит за забором. Такое положение дел необходимо менять», - заключил Жовтис.
О реальных масштабах рабства в Казахстане объективно судить невозможно, поскольку лишь единицы пишут заявления на своих мучителей. Тем не менее, обществу известны случаи, когда в Темиртау в сексуальное рабство пытались продать 13-летних девочек. Кроме того, инвалид в Алматы заявил, что его держат в рабстве и заставляют просить милостыню. Также известны случаи, когда в рабстве якобы держалась целая семья, пока ее случайно не нашли туристы в Карагандинской области. Но информация по последнему факту еще пока проверяется.