Как в Казахстане стартует утилизация автохлама
Деньги в Казахстане теперь можно будет получить даже за совсем непродающиеся автомашины. И июль не за горами. Старый транспорт, который никто не хочет покупать, принесет хозяину пусть небольшую, но все же выгоду.
Автор: Азамат Галеев
Кто будет в числе «первопроходцев» и как вообще будет запущен механизм утилизации автомобилей, пока не совсем ясно. Но свой прогноз представил член Правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Максат Мирманов, сообщает корреспондент КТК.
От 300 до 350 тысяч тенге будут получать те, кто решится сдать в утиль своего «железного коня», которому пора на заслуженный отдых и «реинкарнацию». Об этом сообщил ранее глава Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев. Он сразу же пояснил, что вначале были проанализированы данные популярных сайтов по продаже транспорта, был учтен опыт зарубежья. И на основе всего этого решено выдавать выше приведенные деньги, правда, лишь в виде электронного сертификата.
«Этот сертификат будет заноситься в базу специальную оператора РОП, где можно будет проверить личность человека. Обналичиваться этот сертификат будет только при приобретении другого, нового автомобиля. То есть получить деньги за него у оператора либо у дилера будет невозможно», - говорил руководитель АКАБа еще только около месяца назад.
Этот РОП по сути и аккумулирует средства, которые поступают от водителей и дилеров в виде утильсбора. Мы решили спросить у Максата Мирманов, тысяча долларов по сегодняшнему курсу за одну «умирающую» машину – это много или мало.
«Кому как. Кто-то сдаст старенькую машину и получит тысячу долларов – это очень круто, я считаю. Бывают же машины, которые и этих денег не стоят», - сказал он.
Проект пилотный и в дальнейшем, возможно, будет масса изменений и дополнений. Но сможет ли он стать успешным при нынешних условиях – Мирманов сильно сомневается.
«Я не очень верю, что там большой поток людей пойдет. Это же рыночные дела. Те, у кого есть старая машина во дворе, найдет техпаспорт, прикрутит колеса, отдаст, возьмет купон на деньги и будет ждать лучших времен, когда сможет нормальное авто взять. А тот, кому проще продать свою машину, например, за 400 тысяч тенге, он ее продаст и купит другую. Так все и будет. Кроме того, я даже приблизительно не могу представить, сколько машин у нас за год отживает свой срок и заканчивает свое существование где-нибудь на свалках. Я много раз этим вопросом задавался – где это автомобили, которые доживают свой век. Ну, в колхозах, где-то на городских стоянках, но не в тех количествах, которые можно было бы на поток поставить», - добавил член Правления Союза независимого автобизнеса.
На первых порах «утилизировать» можно будет абсолютно любой транспорт, вне зависимости от того, где он был приобретен, как и при каких условиях был завезен. Как долго продлится такая «свобода»? Господин Лаврентьев говорил о сроке в один год.
«Я думаю, что это будет действовать до конца этого года, а потом, быть может, АКАБ все «выключит» и программа будет распространяться только на собранные в Казахстане автомобили, так как очень большая проблема грядет в 2017 году. С первого января наши сборщики станут плательщиками НДС и здесь будет большая засада. Ну, если смогут, пролоббируют отсрочку, если нет – стоимость автомашин еще больше вырастет. Но никакие искусственные меры не помогут! Даже втягивание новых акционеров. В действие идут какие-то административные ресурсы. Если честно, это все напоминает агонию. Ведь в нынешних условиях, когда рынок просел самым страшным образом по сравнению с прошлым годом, я даже не представляю, как выбиваться будут. Все упало в пять раз! Самые крепкие ребята уже вздрогнули. И покупательская способность падает», - объяснил Максат Мирманов.
Любопытно то, что при приеме автохлама его негде будет утилизировать – в РК нет таких заводов. Видимо, этот момент при анализе заграничного опыта было решено отложить на неопределенное время...
«Во всем мире человек приходит машину утилизировать и сам за это платит. Есть программы отдельных производителей, которым можно отдать старое авто и все. А производитель перерабатывает вторсырье и получает от властей какие-то скидки. У нас же с автовладельцев деньги собирают и потом отдают их производителям», - сказал Мирманов.
Кстати, пока вообще ничего не известно (несмотря на то, что июль наступает уже через полторы недели) о возрасте автомобилей, которые в обязательном порядке должны будут подлежать утилизации.
«Наверное, на усмотрение хозяина, я каких-то норм не видел. Но это, скорее всего, будет следующий шаг, который можно будет обсудить. Когда официально объявят возраст для утилизации, многие схватятся за голову», - резюмировал Максат Мирманов.