{metadescription}
Казахстанские власти закрывают эпоху дикой торговли

Казахстанские власти закрывают эпоху дикой торговли

Продавцам в Казахстане теперь вообще невыгодно торговать некачественным товаром.  Недобросовестных торговцев буквально «взяли в тиски». Но и тут не обошлось без «подводных камней».    

На базаре два дурака – покупатель и продавец. Такое выражение ходило в народе еще совсем недавно. Прошло время и общество поумнело. Хотя, как сказать… Просто сообразительные люди выяснили, статьи каких законов и кодексов им надо знать, чтобы их не обвели вокруг пальца.

Власти и парламент регламентировали отношения между продавцом и покупателем. Причем, как кажется на первый взгляд, практически стопроцентно. Ведь обновленный Закон «О защите прав потребителей» теперь позволяет казахстанцам возвращать бракованный или чем-то непонравившийся, но при этом не бывший в употреблении товар в течение 30 календарных дней – срок вырос практически вдвое! Кроме того, любой покупатель теперь может вести видео и фотосъемку в магазинах, а также оплачивать товар строго по той стоимости, что была указана на ценнике – и не важно, какие цифры указаны в бухгалтерских документах магазина. Однако, даже дополненный Закон оставляет заинтересованным сторонам и судам пространство для «маневрирования» и это может дорого стоить тем, кто по результатам какого-нибудь разбирательства окажется проигравшим…  

Что по сути дает нам новый Закон, рассказала директор общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева. Она считает, что сейчас обмануть покупателя и подсунуть ему некачественную продукцию гораздо сложнее. Во-первых, казахстанцы стали лучше знать свои права, чем в первые годы независимости, во-вторых, этому способствуют принятые поправки в закон.

«Первый закон о защите прав потребителей был принят еще 1991 году в КазССР, второй, уже закон РК, со значительными изменениями – в 2010 году. После этого все общественные организации, в том числе и мы, на круглых столах всегда говорили о необходимости внести дополнения в этот закон. Часть из них была принята, часть еще обсуждается. Причем поправки приняты именно в пользу потребителей.

На рынке у нас есть и добросовестные, и недобросовестные предприниматели. Но в любом случае потребители уже начали изучать свои права. А когда человек знает свои права и начинает требовать их соблюдения, то даже те предприниматели, которые относились к потребителям снисходительно, начинают поворачиваться к ним лицом. Они знают, что сейчас потребитель будет добиваться соблюдения своих прав не только в досудебном, но и в судебном порядке. А порой для предпринимателя дороже не потерянные деньги, а потерянное на судебные тяжбы время. Кроме того, если у предпринимателя нет в штате юриста, то ему его придется дополнительно нанимать, а сейчас адвокатские конторы недешевые! Поэтому предприниматель, понимая эти вещи, обоснованное требование потребителя, скорей всего, удовлетворит. В противном случае покупатель может обратиться в общественные организации, чтобы защитить свои права», - сказала Сейткалиева.

Сейчас, к тому же, наблюдается совсем другое отношение судей к таким делам, как, например, тяжба из-за носков или чулок. Еще только 18 лет назад, когда Артык Жумагуловна только начинала правозащитную деятельность, суды относились к подобным искам не достаточно серьезно. Сейчас же совсем другая ситуация.

По словам Артык Сейткалиевой, закон о защите прав потребителей должны как свои пять пальцев знать все – и предприниматели, и потребители. Это защитит и тех, и других от злоупотребления и попыток схитрить.

«В законе есть моменты, которые потребители понимают неправильно. Сейчас покупателю дается 30 дней для того, чтобы он пришел и поменял товар. То только тот товар, что не был в употреблении или имеет явный дефект. Если же он просто не понравился потребителю по каким-то параметрам или уже был использован, то продавец не может его поменять. А некоторые граждане до сих пор думают, что можно использовать, а потом прийти и сдать товар назад. А на каком основании? Поэтому надо знать, как применять каждую статью закона.

Предприниматель тоже должен знать закон о правах потребителя, чтобы производить тот же отказ потребителю обоснованно. У нас лет 5-6 назад был такой случай: пришел потребитель, принес заявление, что хочет сдать товар, этикетка у которого была сохранена. Мы этот товар отправили на экспертизу, и исследование показало, что вещь ношеная! Естественно, мы отказали этому человеку», - отмечает Сейткалиева.

Но есть один «пробел»: общественница говорит о том, что необходимо составить комментарии к каждой статье закона, чтобы прийти к единому пониманию документа.

«В связи с этим мы просили Комитет по правам потребителей сделать к каждой статье комментарии, чтобы ни потребитель, ни предприниматель, ни судья не трактовал закон по-своему. Поэтому мы надеемся, что к закону о защите прав потребителей будут еще и комментарии. Тогда станет четко и ясно прописано: куда, как и каким образом какую статью применять», - заключила Артык Сейткалиева.

Вчера

29 ноября

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.