Есть идея – автопарковка за 100 тенге в день!
В Алматы, пока Общественный совет все еще рассматривает вопрос платной парковки, уже появилась пилотная площадка, где с автолюбителей берут по 100 тенге в час за припаркованный автомобиль. Этот тариф вызвал массу возмущений – ведь в месяц, по некоторым подсчетам, у автовладельцев будет уходить до 20 000 тенге. Умножаем на 12 месяцев – 240 000 тенге или 707 долларов США.
Автор: Наталья Батракова
Мы выслушали ряд экспертов – мнения разделились, причем, каждый из них прилично аргументировал свою точку зрения. Спикерам было предложено высказаться по поводу того, насколько оправдан заявленный в Алматы размер оплаты – 100 тенге в час, и действительно ли мегаполис нуждается в таком сервисе. Надо сказать, результат превзошел наши ожидания.
Парковки должны быть платными, уверен юрист Сергей Уткин. Но размер стоимости должен определяться в зависимости от спроса и предложения.
«Брать деньги за парковку в центре города, если места всем не хватает – это справедливо. По-другому урегулировать этот вопрос не получается. Парковка – это ограниченный ресурс, и любой ограниченный ресурс имеет свою стоимость. То есть где-то в деревне, где места много, можно ставить автомобиль и ничего не платить при этом, а в центре города это будет стоить денег.
Сколько это должно стоить? Ровно столько, сколько люди готовы за это отдать. Если при цене в 100 тенге за час будут пустовать места, что я неоднократно видел в городе даже в самое пиковое время, то я просто уверен, что цену со временем снизят, например, до 50 тенге в час. Если же парковка все время будет забита, то цену могут повысить до 150-200 тенге в час. То есть будут искать рыночную стоимость. Здесь самый главный вопрос – куда идут деньги! Главное, чтобы они шли не в карман какого-то частного лица, а в доход городского бюджета, потому что ресурс принадлежит городу», – сказал Уткин.
Юрист считает, что протестовать против таких вещей бессмысленно. И в любом случае, добавил он, несогласные должны со своей стороны предложить свой вариант решения вопроса. В противном случае возмущение будет лишь пустым звуком.
Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков также не видит ничего предосудительного в установлении платы за автопарковку. Это, сказал он, будет одним из примеров того, что наша страна стремится в 50-ку развитых стран мира.
«Разумная или нет стоимость часа парковки в Алматы можно будет понять, если акимат озвучит методику определения этой самой стоимости. Без этого сложно что-то понять. Возможно, что-то рассчитывали, сравнивали с другими мегаполисами, а, может, как часто у нас чиновники делают – так, примерно прикинули, – сообщил Эдоков. – В Москве годовой абонемент на парковку в зависимости от района и других условий стоит примерно от одной до трех тысяч евро».
В Алматы на сегодня есть только одна сертифицированная платная парковка. Оставил здесь авто и отказался платить – жди штрафа за «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств». На первый раз водителя оштрафуют на 3 МРП, а при повторном нарушении (в течение года) сумма вырастет до 5 МРП. 1 МРП сейчас составляет 2121тенге. Кстати, власти обещают открыть такие же стоянки еще на 50 алматинских улицах.
Другой наш собеседник заявил, что почасовая оплата парковки в 100 тенге – слишком высокая цена за услугу.
«С учетом того, что эта парковка у Зеленого базара, может быть, цена в 100 тенге за час и оправдана. В деловой части города – это слишком много! Люди будут "прятаться" во дворах или как и сейчас парковаться вторым, а то и третьим рядом. Для меня, например, 20 000 в месяц только за парковку у офиса неприемлемо. Если такие парковки будут оборудоваться возле деловых центров, думаю, 100 тенге за весь рабочий день будет нормальной ценой!», – сказал юрист Юрий Юрин.
Более того, по его словам, установление единой цены даже нарушает Закон «О защите прав потребителей».
«Платная стоянка – это услуга. А у нас получается, что это навязываемая услуга без возможности выбора. Конкуренции же нет, вот и цены с потолка берут, мол, куда они денутся – заплатят. А это нарушение Закона "О защите прав потребителей", пункт 5-й статьи 7-ой которого гарантирует мне право на "свободный выбор товара (работы, услуги)". У нас-то получается, что выбора нет. Либо плати ребятам, которые непонятным путем получили право на обустройство платной автостоянки, либо бросай машину во дворах или на проезжей части. Тут бы антимонопольщикам порыться...», – резюмировал Юрий Юрин.
Тариф надо еще раз пересчитать, уверен другой наш спикер – адвокат Жангельды Сулейманов. Ему, кстати, не нравится, что для определения сумм у нас постоянно выбирают круглые числа. Это, по его словам, может говорить о том, что цифры якобы берутся с потолка.
«Очень интересно, каким образом акимат обоснует эту сумму. Обычно сумма формируется либо затратным, либо рыночным путем. Я думаю, что в данном случае рыночный путь не должен быть избран. Затратный путь предполагает, что все расходы по содержанию парковок будут делиться на количество автомобилей, которые будут припаркованы. Таким образом узнается себестоимость парковки, а затем определяется, сколько за нее необходимо платить», – сказал Сулейманов. – Я бы привязался к минимальному прожиточному уровню. Сегодня минимальная корзина у нас составляет порядка 21-22 тысяч тенге. Если взять к этой корзине, то сумма 100 тенге в час – большая. Ведь если человек поставит на 3-4 часа, а иногда на восемь часов – рабочий день, то, извините, восемьсот тенге – это очень накладно. Такая сумма будет бить по карману. Поэтому, думаю, тариф необоснован, не рассчитан, и его нужно еще раз продумать и пересчитать».
Интересное получается дело – большую «любовь» к общественному транспорту и, как следствие, увеличение пассажиропотока в южной столице обеспечивают административными мерами. Но вроде никто и не был против. Наоборот, с появлением метро, к примеру, многие водители предпочли оставить свои автомобили дома. И не только молодежь, но и довольно представительные дяденьки и тетеньки… Плюсы очевидны – сокращение времени на дорогу утром и вечером и существенная экономия на топливе. Странным выглядит другое: на фоне внедрения платных парковок жителей мегаполиса лишили одного из популярных видов общественного транспорта – трамваев. Но даже если не принимать во внимание это, было бы логичным наблюдать массовое строительство многоярусных автостоянок – хорошее решение для большого города с перегруженными дорогами. Однако, ничего такого не происходит. Нам, конечно, обещали доселе невиданное развитие транспортной инфраструктуры, но будет это не сегодня, и даже не завтра. А ПЛАТНЫЕ автопарковки уже есть.
Немного любопытных фактов. Пару лет назад власти Москве хотели использовать бомбоубежища для того, чтобы в них обустроить автостоянки. Как была реализована идея, неизвестно. Быть может, проект заморозили или вообще признали неэффективным. Но то российская практика, а потомкам степного народа, видимо, «нужен» какой-то свой подход – с азиатским колоритом… Вот его мы, кажется, и наблюдаем.