Менталитет и кризис испортили нашу авиацию
Пилоты в алкогольном и наркотическом опьянении – о них казахстанцы узнали из сенсационного заявления замглавы МИР РК. Оказывается, перед вылетами летчиков не проверяют, а справки о состоянии здоровья у некоторых из них липовые. Насколько плачевная ситуация образовалась в казахстанской гражданской авиации рассказали наши эксперты.
Автор: Наталья Батракова
Общественность шокирована – люди летали в самолетах, к управлению которыми допускались пилоты с фальшивыми медсправками. И заявление прозвучало не от какой-нибудь «мелкой сошки», а от самого вице-министра Министерства по инвестициям и развитию РК Альберта Рау. По его данным, за прошлый год насчиталось 80 случаев предоставления липовых справок для медкомиссии. Не исключено, что поводом к такой проверке мог стать инцидент с командиром экипажа национального перевозчика, попавшемся на употреблении наркотиков.
Бывший пилот «Эйр Астаны» Роман Быков, в марте этого года задержанный прямо в аэропорту с пакетиком марихуаны, получил 2,5 года колонии общего режима. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что летчик попробовал наркотики около года назад в Амстердаме. И с тех пор употреблял их один-два раза в месяц, умудряясь каким-то чудом не вызывать нареканий от врачебной комиссии.
Ветеран гражданской авиации, бывший пилот-инструктор Макаш Абишев считает, что описанная Альбертом Рау ситуация вполне реальна. Причинами этого, по его словам, является менталитет казахстанцев, а также желание частных авиакомпаний экономить буквально на всем.
«В советское время летчики обязательно проходили медосмотр перед вылетом. А сейчас у нас глупая система: мы все смотрим, как на Западе, и принимаем. Но то, что хорошо европейцу, плохо для нас. Например, в тех странах, где не проходят подобных проверок, менталитет у людей совсем другой. Мы же еще не доросли до того момента, чтобы понимать всю ответственность, которая ложится на нас.
Необходимо проводить предполетные проверки, но проблема в том, что это бьет по карману. За анализы и исследования надо платить, а у нас очень много частных авиакомпаний, которые стараются на всем экономить. Сейчас летчики проходят годовую, полугодовую и квартальную комиссию. Можно ли результаты купить – этого я не могу утверждать, но вероятность такая в небольшой степени есть», - сказал Макаш Абишев.
Упущение есть упущение. Конечный виновник, разумеется, сам пилот. Но правильно ли перекладывать всю ответственность на него одного?
«Пилот просто выполняет задание, а авиакомпания несет ответственность – именно она выписывает ему это задание «выполнить полет по такому-то маршруту» за подписью соответствующих лиц, а пилот приходит и выполняет. Поэтому, как правило, ответственность в таких случаях должен нести президент компании», - добавил специалист.
Известный экономист Петр Своик сообщил, что был просто обескуражен заявлением вице-министра МИР РК. По его словам, пилоты, согласно правилам, обязаны проходить проверку у врачей перед полетом.
«Либо он не в курсе этого порядка, либо порядок каким-то чудовищным образом нарушается. Насколько я знаю, летчики проходят ежегодное освидетельствование – это стандартная мировая процедура. И что очень важно – они перед каждым полетом проходят медкомиссию. Причем прописанные в этой комиссии процедуры достаточно строгие. То есть, там не просто проверяют пьян или не пьян, несет от него или не несет, а при малейшем подозрении предполагается брать анализы крови. Иными словами, исследование достаточно доскональное. Так соблюдается порядок или он чудовищным образом нарушается – это вопрос к первому заместителю министра индустриального развития.
Более того, весь этот порядок – соблюдается он или нарушается – находится под правительственным контролем. Есть такая организация «Казаэронавигация», которая осуществляет и контроль, и ежегодные, и предполетные проверки вместе с Минздравом. Насколько я знаю, центральная медкомиссия в Астане и Алматы находится прямиком под «Казаэронавигацией». В местных аэропортах эти комиссии находятся под минздравовским контролем. Так что те чудовищные открытия, которые сделал Альберт Павлович, должны быть адресованы ни «Эйр Астане», ни какой-то другой компании, ни какому-то отдельному аэропорту, а непосредственно Правительству как таковому», - объяснил Своик.
Он также попробовал спрогнозировать то, как «правда о летчиках» повлияет на продажи авиабилетов.
«На самолетах у нас просто так, ради удовольствия никто не летает. Все летают по необходимости. Возможно, часть особо нервных пассажиров начнет ездить железной дорогой», - отметил Своик.
Блогер и экономический обозреватель Денис Кривошеев, наоборот, держит казахстанских пилотов на хорошем счету и уверен в ответственности большинства из них.
«Мне кажется, что всех под одну гребенку нельзя. Пилоты замечательные люди, очень высокообразованные. Я думаю, что идея, что все или хотя бы часть летают пьяные и обкуренные, взялась из инцидента, связанного с одним из пилотов, у которого нашли наркотики. Но хотелось бы отметить, что в целом, сколько я людей знаю в этой профессии, все они сознают важность быть трезвым и адекватным, находясь за штурвалом.
Гораздо важнее другое – насколько они психологически и физически предрасположены к стрессу. Например, в некоторых авиакомпаниях говорят, что пилоты очень хорошо зарабатывают. А у меня есть сведения совсем обратные – зарплаты у пилотов после девальвации снизились. Сейчас они менее репрезентативные, и они бегут из страны, считая, что их доходы не достаточны. Это важно, потому что пилот в денежной депрессии гораздо опаснее пьяного пилота», - заключил Кривошеев.