{metadescription}
Сотовые операторы выигрывают бой, но проигрывают войну

Сотовые операторы выигрывают бой, но проигрывают войну

Казахстанские операторы мобильной связи могут уже совсем скоро оказаться в очень неприятном положении. По мнению нашего эксперта, игроки рынка гонятся за сиюминутным успехом, который может обернуться большими проблемами.  

Что мы имеем на сегодня – сухая статистика показывает, что за последние 10 лет темпы роста в сфере мобильной связи уверенно «затухают».  

«Так, среднегодовое снижение темпов роста услуг по мобильной связи составило -6,8%, местной телефонной связи -2,2%, международных и междугородних телефонных связей -1,3%, а интернет услуги сокращались в среднем на 4,1%», - говорится в новом исследовании аналитиков Energyprom.

Реакция: операторы в начале этого года снизили стоимость интернет-трафика. Исследователи полагают, что к концу года объемы услуг по предоставлению интернета превысят объемы сотовой связи, и это станет ключевым сектором в отрасли связи. И вот тут бизнес может «споткнуться», если не предпримет ряд мер.

«Модель развития услуг интернет-доступа (как фиксированного так и мобильного) через продвижение flat-rate тарифных планов (Плата, включающая затраты на связь и транзакции – Ред.) таит в себе скрытую опасность – лавинообразный рост трафика на фоне весьма умеренного роста доходов, формируемого за счет фиксированных поступлений от абонентов. Попытки увеличения операторами доходов за счет снижения тарифов имеют кратковременный эффект в моменте, однако в перспективе приводят к проблемам с качеством и необходимостью капитальных инвестиций в расширение сетевых ресурсов», - сказала Светлана Черненко, эксперт в области телекоммуникаций в интервью корреспонденту КТК.   

Сейчас, по ее мнению, необходимо работать над развитием сервисов, а не просто давать абоненту удешевленный продукт.

«При таком подходе выигрывается сражение, но проигрывается война. По моему убеждению (и это подтверждает международный опыт) в текущих условиях операторы могут увеличить свои доходы только за счет развития сервисной составляющей, предлагая клиентам не голый доступ к сети передачи данных, а конечные решения, что обеспечит услугам новую ценность в глазах потребителей. В конечном итоге эта «добавленная стоимость» позволит увеличить ARPU (Средняя выручка с пользователя за определенный период времени – Ред.).  Речь идет о спектре «умных» услуг («Умный дом/офис/город»), мобильные финансы, различные ОТТ-сервисы. Все идет к тому, что и телефония в ближайшее время станет не отдельной услугой, а приложением, причем условно-бесплатным в рамках интернет-пакетов, поскольку телефонная связь в ее традиционной реализации уже давно находится в зоне неэластичного спроса», - продолжила Светлана Черненко.

Еще пару лет назад эксперты говорили о том, что расти абонентской базе уже некуда – охвачены все. И операторам остается только одно – переманивать клиентуру конкурентов. Лучше всего это пока получается у нового объединенного оператора, в составе которого Tele2 и Altel.  

«Теоретически он (объединенный оператор) имеет достаточный потенциал для того, чтобы у нас возникла ситуация «большой тройки». Однако на деле все будет зависеть от грамотности менеджмента и стратегии развития, которую выберет новый рыночный игрок. Я думаю, что оператору с такими возможностями оставаться  только дискаунтером – это расточительно», - пояснила эксперт.

Нынешние цены – это не то, что было 10-15 лет назад. Сказывается жестокая конкуренция. Напрашивается вывод, чтобы цены упали еще ниже, нам нужны новые операторы? Но это только на первый взгляд. В действительности, если имеющиеся на рынке компании смогут договориться, наметится совершенно другой путь – более эффективный и взаимовыгодный.  

«Три инфраструктурных оператора – это более, чем достаточно для страны, население которой не превышает 20 миллионов человек. Однако наш рынок существенно выиграл бы, если бы на нем прижилась концепция виртуальных операторов (MVNO), особенно учитывая, что мы входим в эпоху Интернета вещей. Целью здесь является не номинальный рост игроков, каждый из которых будет тянуть рыночное одеяло на себя, а трансформация сознания участников рынка, готовность работать на условиях партнерства и разрабатывать «win-win» модели сотрудничества. В противном случае развитие сервисных предложений будет носить крайне болезненный, долгосрочный и малоэффективный характер», - резюмировала Светлана Черненко.

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире