Грудничок в тюрьме – эффектный ход осужденной мамаши
С младенцем в тюрьму – так решила поступить Галия Шарапова, уже бывший менеджер одной из алматинских турфирм. К трем годам лишения свободы ее приговорили за мошенничество ценой в 200 000 долларов США.
Общественность возмущена тем, что женщина хочет отбывать срок вместе со своим 8-месячным малышом! Это бесчеловечно, считают казахстанцы. Насколько гуманно брать 8-месячное дитя в колонию – своими соображениями поделились юристы и общественники.
44-летнюю Галию Шарапову осудили на три года тюремного заключения, которые ей предстоит провести в колонии общего режима. Суд признал ее виновной в продаже фиктивных турпутевок на 200 тысяч долларов. Женщина заявила, что даже будучи приговоренной не собирается расставаться со своим маленьким ребенком и хочет обжаловать приговор суда.
Руководитель фонда «Улагатты жануя» Мариана Гурина прокомментировала решение женщины. По ее словам, что либо матери на самом деле некому оставить своего ребенка на время отбытия наказания, либо она хочет таким способом добиться послабления своего режима, передает корреспондент КТК.
«Существует закон, который предполагает, что ребенок до трех лет должен находиться с матерью, не расставаясь с нею. Поэтому чаще всего те матери, которые рожают в тюрьме, оставляют своих детей с собой до трехлетнего возраста для блага самого ребенка.
Если осужденной женщине действительно некому отдать своего грудного ребенка, нет, например, бабушки, которой бы она могла доверить его на эти три года, то она может взять его с собой в места отбывания наказания. В этом случае для нее будут сделаны определенные послабления: она будет находиться со своим ребенком все свое свободное время, кроме ночного сна. Поэтому очень многие женщины просто прикрываются ребенком, чтобы не находиться в тех же условиях, что и другие женщины, отбывающие наказание», - отметила Гурина.
Юрист Таир Назханов в свою очередь считает, что апелляционная коллегия, куда планирует обратиться Галия Шарапова, вполне может отсрочить исполнение приговора Алмалинского районного суда, как раз на основании наличия грудного ребенка.
«В уголовном законодательстве предусмотрена отсрочка приговора, которая предоставляется беременным и женщинам, имеющим малолетних детей. Поэтому она должна обратиться с апелляционной жалобой, поскольку ей положена отсрочка приговора. Эту возможность нужно соблюсти суду, в противном случае здесь будут нарушаться права ребенка! При таких обстоятельствах в апелляционной инстанции есть шансы на успех», - подчеркнул Назханов.
Впрочем, даже если апелляция будет проиграна, это еще не означает, что младенец все-таки останется с матерью. Об этом нам рассказал юрист Александр Каплан.
«Наличие несовершеннолетнего ребенка не является самостоятельным основанием для отмены или изменения назначенного судом наказания, но оно, безусловно, влияет на требования к месту отбытия наказания. В Казахстане имеются женские колонии, в которых предусмотрены специально отведенные места для маленьких детей. Что касается прав отца, то да, его права на воспитание ребенка ущемлены приговором суда. В этой ситуации он имеет право подать гражданский иск об отказе матери в родительских правах и об определении места жительства ребенка с ним. Данный порядок защиты прав отцов детей предусмотрен действующим гражданским процессуальным и брачно-семейным законодательством, и вводить какие-либо дополнительные нормы, с моей точки зрения, нет необходимости», - пояснил Александр Каплан.
К слову, согласно пункту 2 части 1 статьи 452 УПК РК («Отсрочка исполнения приговора») его исполнение относительно мужчин также может быть отсрочено, если, разумеется, осужденный в одиночку воспитывает малолетних детей.
Более подробно о роли отца в подобных ситуациях рассказала адвокат Лариса Зайцева. Она описала два варианта развития событий – когда у ребенка осужденной женщины есть отец, и когда его нет. Кстати, она сообщила, в каких случаях можно требовать лишения родительских прав.
«Первая ситуация, когда у ребенка нет отца, но есть бабушка с дедушкой. В таком случае они могут обратиться в суд на счет временного опекунства, так как условия в местах лишения свободы, где, к примеру, находится их дочь, не позволяют нормально жить и развиваться ребенку, тем более такому крошке. Бабушке с дедушкой нужно очень хорошо поработать: обратиться в суд, привлечь органы опеки и попечительства, пообщаться с этими специалистами, чтобы они дали соответствующее заключение о возможности предоставления им временного опекунства на период отбывания матерью ребенка наказания в местах лишения свободы.
Теперь рассмотрим второй вариант развития событий, когда у ребенка есть отец. По Кодексу о браке и семье он имеет право на воспитание и участие в жизни ребенка. То есть он может сам воспитывать ребенка. Вообще во всех случаях у нас законодательством определены нормы и порядок лишения и ограничения родительских прав. Для этого должны существовать определенные условия: родитель причиняет вред своему ребенку или он совершил преступление против интересов своего ребенка, а не против общества, украл, допустим, или если родитель состоит на учете в наркологическом, психоневрологическом диспансерах, если он является опасным для ребенка – только в таких случаях его можно лишить родительских прав», - резюмировала Зайцева.
Что интересно, она не согласна с мнением коллеги и говорит, что в случае с Галией Шараповой лишение как вероятность вообще исключено.
«Отец может подать иск об определении места жительства ребенка на период исполнения наказания его матери, но не лишения родительских прав. Эти понятия имеют разную природу и юридические последствия. И у матери не должно быть опасений в этом плане. Исчерпывающие основания приводит статья 75 Кодекса РК «О браке (супружестве)» («Лишение родительских прав»), - добавила Зайцева.
После всех этих слов можно сделать выводы: грудничка могли бы приютить многие люди. Первый на очереди его отец. Но даже если его нет или он по той или иной причине больше не связан с семьей, всегда готовы прийти на помощь бабушки и дедушки, которые, как известно, внуков любят больше, чем детей. Можно даже представить на миг ситуацию, при которой у живущего в местах не столь отдаленных младенца совсем нет близких родственников. Но ведь всегда есть альтернатива – тетушки-апашки, жездешки и многие другие. Вряд ли кто-то из всех перечисленных отказался бы от маленького родного человечка. Инициатива не проявлена, результатов нет. Все указывает на то, что сын осужденной Галии Шараповой мог стать лишь инструментом в ее руках – единственной возможностью смягчения приговора или его отсрочки…
Кстати, если все обернется так, что Шарапова должна будет отбывать реальный срок, это, скорее всего, будет происходить в учреждении ЛА/155-18 (пос. Жаугашты, Алматинская область). Как нам рассказала Гурина, данная колония – единственное женское исправительное заведение в стране, на территории которого имеется Дом ребенка, и где в данное находятся уже родившиеся в тюрьме дети.