Когда бензин по-настоящему уйдет в свободное «плавание»
Нефти будет больше, но водителям от этого легче не станет, уверен экономист Сергей Смирнов. Кроме того, скакать тарифам сейчас не позволяют, но произойти это может в любой момент. Эксперт назвал самое удобное, по его мнению, время для роста розничной стоимости популярных марок ГСМ.
74 миллиона тонн черного золота планировалось добыть в 2016 году. Такие расчеты были проведены в прошлом году, в то время, когда баррель стоил около 30 долларов. Сейчас цена поднялась до 50 долларов, фиксировались и более высокие отметки и теперь Министерство энергетики РК надеется увеличить объемы до 75 миллионов тонн за год. Делать смелые прогнозы вице-министру энергетики Магзуму Мирзагалиеву позволяет ход работ на Кашагане и об этом он говорил на III международной конференции «Нефтепереработка и нефтехимия Центральной Азии». Замена трубопроводов на Кашагане, отметил он, идет даже с опережением графика.
За пять месяцев этого года Казахстан, по данным аналитиков Energyprom, извлек из недр уже почти 28 миллионов тонн. Из них на экспорт ушло 21,8 миллиона тонн добытой нефти. Наибольшие объемы экспортированы в Италию (6,1 миллиона), Швейцарию (4,2 миллиона) и Нидерланды (3,1 миллиона). На страны СНГ пришлось всего 264,6 тысяч тонн, и больше всего из этой доли досталось Украине – 170 тысяч тонн нефти.
Записанный в документы «лишний» миллион тонн по большому счету внутреннему рынку ничего не дает, сказал Сергей Смирнов.
«Это же не означает, что объемы направят на наши НПЗ, по которым, кстати, только к 2018 году планируется завершить модернизацию. Казахстан выиграет за счет дополнительных налогов от продажи за рубеж – вот и все.
Карабалин (бывший первый вице-министр энергетики РК – Ред.) заявлял, что у нас средняя себестоимость нефти – около 50 долларов. То же самое примерно на мировом рынке. Значит, больших доходов ожидать не приходится. Если цены до 70-80 поднимутся, тогда еще можно что-то говорить», - сообщил Смирнов.
Если долгожданный запуск Кашагана напрямую никак не отразится на автозаправочных расценках, что сможет вызвать изменения и почему вообще цены подозрительно спокойны несмотря на то, что они по идее находятся в состоянии свободного плавания? Идет искусственное сдерживание, утверждает наш собеседник.
«Была у нас фиксированная цена – 125 тенге, кажется. Потом регулирование отменили. Осенью прошлого года после этого цены сразу поднялись на ряде АЗС. Потом заявлялось о том, что будет проведено антимонопольное расследование. Хотя о каком расследовании может идти речь, если цены отпустили в свободное плавание. Что проводилось, не знаю, но цены немного упали.
Когда 92-й бензин отпустили, обещали потом опубликовать какие-то выводы по ситуации. В конце прошлого года в Минэнерго говорили, что с дизтоплива и некоторых других нефтепродуктов будут сняты ограничения по ценам. И вот весной повторили. Думаю, не зря это сделали. Значит, отпуск цен готовится и, может быть, после посевной. Сейчас этого не может быть. Если такое допустить сейчас, не знаю, как цены будут дотировать. За любым отпуском следует рост цен и государству придется выделять дотации для фермеров, чтобы обеспечить им доступ к топливу по более низкой цене, либо им не на что будет убирать урожай. А когда уборочная пройдет, регулировку можно будет снять. Исходя из этих соображений, думаю, что будет так», - сказал Смирнов.
Помимо централизованного сдерживания тарифов действует и другой фактор, добавил эксперт.
«Я знаю по разговорам с АЗС-никами, что они боятся связываться с властями. Несмотря на отпуск в свободное плавание, опасаются повышать цены, хотя могли бы и им хотелось бы», - продолжил экономист.
Возникает вопрос, о каком рыночном подходе может идти речь, если все так, преподносит наш спикер? Логично будет поинтересоваться и тем, когда же завершится относительная стабильность на рынке?
«Все постепенно растет и народ привыкает. Не так давно 99 тенге бензин стоил, а теперь народ рад и 125 тенге за литр. Небольшими шажками все и поднимается.
Вспомните, в соседней России акцизы же повысили, но цены не взлетели до предела, как того ожидали аналитики. И запас приличный получился между оптовкой и розницей. Я смотрел ценообразование в России, у их оптовиков заложена маржа – около 17-18 процентов. Правда, наши озвучивали, что у нас якобы всего 1 процент. Цифра нереальная. Если у оптовиков столько было бы, тогда сколько остается рознице? Ноль-ноль с хвостиком?
Вечно так не может продолжаться. Доходы у населения падают. А тот же бензин не за тенге покупается же из-за границы», - резюмировал Сергей Смирнов.
Не лишним будет напомнить, что не все еще сказано по транспортному налогу. Его ведь предлагалось отменить и заложить расходы сразу в стоимость топлива. Так что самое интересное еще впереди. А, кстати, на прошлой неделе другой известный экономист Галим Хусаинов заявил, что в ближайшее время вполне ожидаем рост конечной стоимости бензина на 10-15 тенге. Свой прогноз он детально аргументировал, и в чем-то его суждения схожи с мыслями Смирнова. Есть разница по времени, но скачок цен более чем вероятен, считают эксперты.