Насильников и разболтанных людей надо выгонять из армии!
Школа жизни настоящего мужчины, как было принято говорить раньше, сейчас больше похожа школу выживания – кто-то справляется, кто-то нет… Неуставные отношения не смогли искоренить ни советские военные, ни генералы суверенного Казахстана. А тем, кто бьет своих, будет сложно воевать с общим врагом, сказал бывший вице-министр обороны.
Автор: Наталья Батракова
Даниэль Сайфуллин из поселка Мангышлак Мангистауской области не отслужил и месяца. Парень присягнул на верность Родине 25 июня, а 7 июля его матери сообщили о смерти сына. Трагедия произошла в войсковой части поселка Сарыозек в Алматинской области. Первоначальные данные следствия: Даниэля избили двое старослужащих, от полученных травм новобранец скончался.
Известный адвокат Серик Сарсенов, который в свое время защищал пограничника Владислава Челаха, считает, что в этом случае дело необходимо квалифицировать по статье 99 УК РК («Убийство»), предполагающей наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. Но юрист допускает, что следствие может пойти совсем по другому пути…
«Я не знаю, как именно квалифицировали действия, но по идее должны были квалифицировать как умышленное убийство. Причинение смерти по неосторожности может квалифицироваться только тогда, когда человек, например, толкнул другого человека, тот упал, ударился головой и умер. Либо ударил кулаком в челюсть, тот упал, затылком ударился и умер – это убийство по неосторожности. А когда двое старослужащих избивают молодого, пинают его, бьют по голове, как сообщают СМИ, то какое же это убийство по неосторожности?! Хотя, если будут стараться увести их от ответственности, то так и сделают – квалифицируют как неосторожное. А на самом деле, я считаю, это умышленное убийство, пусть не с прямым, но с косвенным умыслом», - отметил Сарсенов.
Он также дал понять, что за смерть солдата должны отвечать не только избившие его «деды» и что решение проблемы старо как мир.
«Дисциплина нужна – самое главное. Нужно повышать требовательность, не оставлять безнаказанным ни один случай дедовщины. С командиров надо спрашивать, увольнять нерадивых. Вообще тут целый комплекс мероприятий должен быть. И еще я советую родителям в рамках этого уголовного дела предъявить иск к государству. Потому что в данном случае в гибели солдата наряду с непосредственными исполнителями убийства виновно государство. Потому что государство в лице Министерства обороны, Генеральной прокуратуры, войсковой части несет ответственность по всем законам о прохождении воинской службы за жизнь военнослужащих. Вот вам еще один ответчик», - сказал Сарсенов.
Дедовщина была всегда, это ясно любому. Но то, что творится сейчас, не идет ни в какое сравнение с тем, как «деды» воспитывали молодое пополнение в советское время. С этим в свое время столкнулся и депутат Мажилиса Парламента РК Владислав Косарев, который, кстати, сейчас является членом Комитета по международным делам, обороне и безопасности нижней палаты.
«Дедовщина была, но в каком смысле: отберут масло у молодого во время завтрака или пошлют вместо себя улицу подметать. Такая форма дедовщины была, когда молодых старослужащие заставляли за себя работать. Но физически никто никого не наказывал», - вспомнил о своей службе в армии Косарев.
Народный избранник поддерживает идею Серика Сарсенова – государство должно вернуть родителям живого сына!
«Государство обязано гарантировать родителям возвращение живых и здоровых сыновей из армии. А если гарантии такой нет, надо освобождать от работы тех командиров, в частях у которых такие происшествия происходят. Родители должны быть уверены, что их мальчик служить Родине идет, а не быть жертвой насильников и разболтанных людей. Таких из армии надо выгонять и не давать им возможности измываться над молодыми бойцами.
У нас несчастные случаи во время учений были, во время различных маневров, но чтобы люди избивали человека – и мысли такой не было», - рассказал Косарев.
Сравнил службу в вооруженных силах независимого Казахстана и Советского союза другой наш спикер – генерал-майор в отставке, бывший вице-министр обороны РК Амирбек Тогусов.
«Я считаю, что все же процесс воспитания молодого поколения был поставлен гораздо выше при Советском Союзе. Раньше молодые люди были охвачены целой сетью всевозможных воспитательных, развивающих институтов. Сейчас все поставлено на рыночную основу. Процесс воспитания не культивируется. Это, я считаю, очень серьезно сказывается на уровне воспитанности молодого поколения.
За счет мощного института воспитания склонности к агрессивным мотивам было гораздо меньше. Сейчас уже нет четырехступенчатого призыва. Из-за отсутствия нормального воспитания, я считаю, в нынешних условиях риск дедовщины гораздо больше. Кроме того, в советское время институт политработников был гораздо мощнее, была серьезная подготовительная база, а в нынешних условиях этому не уделяется серьезного внимания. Тогда и прокуратура очень хорошо работала: проводились предупредительные, профилактические мероприятия, открытые судебные процессы в воинских коллективах. Мне кажется, в нынешних условиях правовое воспитание со стороны военной прокуратуры, военных судебных органов тоже по сути дела отсутствует! И когда все складывается, получается, что в нынешних условиях риск быть подвергнутым насилию со стороны тех солдат, которые прослужили, гораздо выше, чем в условиях советских. И я не исключаю дальнейшего проявления вот таких негативов в условиях вооруженных сил», - отметил Тогусов.
Если не обуздать разгул неуставных отношений, жди беды. Очень сложно представить, что передравшиеся сегодня военнослужащие завтра будут эффективно воевать против общего врага. Кулаками в мирное время машут не только прослужившие какое-то время срочники, но и контрактники.
«Среди контрактников такая же картина. Эта же практика наблюдается и в вооруженных силах США, в европейских государствах. Есть проявления таких неустанных взаимоотношений между контрактником и офицером срочной службы, между сержантским составом и рядовым составом, между самими контрактниками.
Подобные проявления всегда будут происходить. Другое дело, насколько в условиях конкретных армий командиры вместе с судебной прокуратурой смогут сдерживать их количество. То есть там, где поставлен хороший воспитательный процесс, там и будет наименьшее проявление неуставных взаимоотношений», - подчеркнул отставной генерал.
А самое главное, сказал он, все это подрывает боевую готовность армии. Жестокость и насилие со стороны дедов может сказаться на слаженности действий в реальной боевой обстановке. И с такими воинами-защитниками войскам будет крайне сложно рассчитывать на победу, если, не дай Бог, «заговорят» пушки.
Гибель Даниэля Сайфуллина по сути является еще одним доказательством того, что офицеры не в состоянии обеспечить 100-процентный контроль над личным составом. Впереди очередное следствие и приговор, «дедам» дадут по сроку – становится, к сожалению, привычным. Нельзя, конечно, утверждать, что генералы совсем не заботятся о сынах народа и министры не делают должных выводов, но отдавать священный долг родине опасно не только для здоровья – это факт. Быть может, после гибели юного Даниэля «дедов» хоть как-то приструнят? Решение за высокопоставленными чиновниками…