{metadescription}
Девальвация, ставки, кредиты: чем силен дешевый тенге

Девальвация, ставки, кредиты: чем силен дешевый тенге

Когда казахстанцам надо скупать доллары и почему сейчас Нацбанку нельзя слишком сильно укреплять тенге – объяснили наши эксперты.

Что будет с курсом тенге? Что будет с ценами и кредитами? Каких новостей ждать от доллара? Экономисты рассказали, что будет с нашими деньгами и насколько оправданы действия Национального банка РК.

Национальный банк Казахстана 11 июля объявил о новой базовой ставке, которая теперь составляет 13 процентов с коридором +/-1 процент. Директор общественного фонда «Финансовая свобода» Расул Рысмамбетов пояснил, чем вызваны эти преобразования.

«По нашему мнению, Национальный банк снизил базовую ставку до 13% (+-1%) с целью стимулировать рост кредитования экономики банками второго уровня. Четвертый квартал 2015 года и начало 2016 года характеризовались дефицитом дешевых длинных денег в экономике Казахстана – поэтому это привело к снижению большинства экономических параметров.

Базовая ставка на уровне 17%, а затем 15% – выполняла задачи по снижению девальвационных ожиданий на рынке. Иными словами в конце 2015 года и начале 2016 Нацбанк сделал тенге очень дорогим и частично сдерживал его курс к доллару США, чтобы успокоить рынок и сделать курс более предсказуемым.

Сейчас мы все наблюдаем снижение деловой активности и дальнейший спад экономики. Однако с закреплением валютной пары доллар-тенге в предсказуемом коридоре, снижением ожиданий по инфляции, у Нацбанка появилась возможность стимулировать экономический рост снижением стоимости тенге. Мы предполагаем, что дополнительным показателем для НБ РК было снижение ожиданий по повышению ставок Федеральной резервной системой США», - сказал он.

В свою очередь, экономист Жарас Ахметов сообщил, что у финрегулятора имелись две причины для подобных корректировок.

«Во-первых, инфляция в месячном исчислении сейчас находится в более-менее приемлемом коридоре – 0,7 процента. Иными словами, инфляционного давления как такового в конце года нет, то есть можно потихонечку снижать ставки. Вторая причина – потребность кредитовать экономику, поддерживать ликвидность банков второго уровня. Это вкупе может привести к общему удешевлению кредитов для экономики», - сказал он.

Комментируя опасения по девальвации тенге из-за снижения базовой ставки, эксперт отметил, что это разные вещи, и прямого влияния на курс доллара к нацвалюте базовая ставка не окажет.

«Курс тенге к доллару зависит от спроса и предложения на доллар, от платежей по импорту, услуг или выплат обязательств за рубеж. Пока не видно, чтобы произошло что-то экстраординарное, чтобы говорить об ослаблении тенге. Базовая ставка только в том случае может повлиять на девальвацию, если будет повышенный спрос на доллары. Тогда, конечно, народ и банки побегут менять тенге на доллары и с низкой базовой ставкой попытаются заработать на курсовой разнице. Пока такой ситуации нет и предпосылок не видно во всяком случае сегодня. Может, завтра что-то и поменяется, но сегодня нет», - констатировал Ахметов.  

Расул Рысмамбетов тоже не видит оснований для падения курса нацвалюты. Наоборот, сказал он, следует ожидать удешевления кредитов.

«Мы не видим больших трендов, подталкивающих к девальвации. Вместе с тем, девальвация в Казахстане это часто политическое решение, не основанное на рыночных показателях. Экспортеры чаще всего выступают за девальвацию, политики – против. Это баланс интересов между прибылью акционеров и социальной стабильностью у политиков, для которых это главная валюта.

Вместе с тем, неоднозначные показатели экономики США заставляют многих американских экспертов высказываться в пользу снижения ставки ФРС, что может привести к ослаблению доллара, чтобы сделать американский экспорт конкурентным к европейскому.

Недавние глобальные события – Brexit в частности – снизили курсы валюты основных конкурентов высокотехнологичного экспорта из США – Великобритании и ЕС. Это вероятно заставит США держать курс доллара конкурентным, то есть не повышать его.

Предсказуемый курс тенге к доллару может благотворно повлиять на экономику Казахстана. В частности, снижение базовой ставки до 13%, ниже уровня депозитов (14%) заставит банки искать клиентов на свои кредитные продукты. Теоретически это снизит ставки по кредитам», - сообщил Рысмамбетов.

Цены на товары и услуги, как считает Жарас Ахметов, тоже скакать не будут. «Лето – период отпусков. С точки зрения индекса потребительских июль-август цен были всегда самые спокойные месяцы. Потом август-сентябрь-октябрь – это период появления дешевых фруктов, овощей. Это будет давить на цены вниз и, если не случится ничего экстраординарного, можно ожидать, что Нацбанк еще немножко снизит или оставит на прежнем уровне базовую ставку», - заключил Ахметов.

Его коллега Олжас Худайбергенов, как и Жарас Ахметов, назвал две причины удешевления тенге – стабилизация финансового рынка, которая, по его словам, наблюдается последние 3-4 месяца, и стабилизация темпов инфляции.

«В целом это правильный шаг. Надеюсь, что такое снижение последует и в дальнейшем. Предыдущий уровень базовой ставки составлял 15 процентов, +/-1 процент. Текущее снижение ставки составило целых 2%, и сейчас базовая ставка составляет 13 процентов, +/-1 процент. В целом это существенное снижение базовой ставки, и оно является положительным шагом, который позволит снизить ставки по кредитованию.

Также надо отметить то, что когда Нацбанк определял базовую ставку 15 процентов, +/-1 процент, он на самом деле кредитовал банки по нижней границе, то есть под 14 процентов. В этот раз, скорее всего, правило сохранится, и банки будут кредитоваться по нижней границе в 12 процентов, что является достаточно существенным снижением стоимости фондирования, и это отразится как на краткосрочных, так и на долгосрочных кредитах», - сказал эксперт.

По его словам, девальвация в текущей ситуации маловероятна. «Я думаю, необходимо смотреть на динамику цен на нефть: если она также будет держаться на уровне 50 долларов плюс-минус какой-то маленький коридор, то снижение базовой ставки не вызовет ослабления тенге», - заявил он.

Также Худайбергенов добавил, что моментального эффекта от снижения базовой ставки ждать не стоит. Все будет видно через пару месяцев. «По кредитам будет небольшое снижение, но в целом ставки по кредитованию начали снижаться уже где-то в апреле-мае, и поэтому если и будет снижение по ставкам от текущих уровней, то не больше – полпроцента, один процент. Эффект будет заметен через 2-3 месяца. Данные параметры такого прямого влияния не оказывают», - добавил он.

Худайбергенов прокомментировал и наличие ресурсов у Национального банка РК на случай сильного давления со стороны доллара.

«Нацбанк может выкупить всю теньгово-денежную массу и оставаться еще с запасом долларов. Поэтому Нацбанк на самом деле имеет все необходимые ресурсы, чтобы отбить любую атаку, которая вызывает ослабление тенге», - заключил он.

В заключение Расул Рысмамбетов отметил, что с точки зрения реального бизнеса, действия Национального банка еще недостаточны, чтобы запустить экономический рост и увеличить объемы кредитования. Наш финрегулятор, как впрочем главные банки ряда других стран мира, будет ориентировать на решение ФРС, заседание которого пройдет уже совсем скоро.

 «13% – все еще высокая ставка. На наш взгляд Национальный банк сделал такой маленький шаг – 2%, чтобы проверить реакцию рынка. Если реакция окажется позитивной, объем кредитования будет расти, а курс удержится в нынешнем коридоре – в августе снижение базовой ставки может продолжиться. Впрочем основным фактором в данном случае будут итоги заседания ФРС в конце июля.

Из-за чрезвычайной важности задачи Нацбанка он будет действовать постепенно и осторожно – если ФРС оставит ставки на прежнем уровне на следующем заседании, то наш Национальный банк может снизить базовую ставку до 11,5-12%. Опять же это будет зависеть от макроэкономических показателей экономического роста страны», - сказал он.

Рысмамбетов назвал идеальный размер базовой ставки и рассказал, почему Казахстану нельзя слишком сильно укреплять или ослаблять тенге.

«В идеале, экономику запустит базовая ставка на 1,5-2% выше инфляции. То есть около 9-10% с коридором +/- 0,25%. В любом случае это долгосрочный прогноз, который будет зависеть от квартальных показателей в экономике республики. Что касается курса тенге к доллару – он прежде всего будет изменяться в зависимости от глобальных событий – ставки ФРС и цен на нефть. Ставка ФРС определяет силу доллара ко всем мировым валютам, а цена на нефть дает возможность делать прогноз по валютным поступлениям в бюджет Казахстана.

Нацбанку Казахстана сейчас опасно резко укреплять или ослаблять тенге к доллару по собственной инициативе, потому что это опять вызовет замирание экономики. В случае повышения ставок ФРС – Нацбанку Казахстана будет нецелесообразно опять сжигать резервы и удерживать курс. Это и не является задачей Нацбанка. В данном случае регулятор сможет лишь сгладить последствия глобальных изменений», - объяснил Расул Рысмамбетов.

По большому счету, добавил он, слабость или сила тенге – это лишь отражение слабости или силы экономики Казахстана. А по процентным ставкам банков можно судить об уверенности или сомнениях Нацбанка в завтрашнем дне. 

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.