217 дорог: куда бежать, когда земля уходит из-под ног
В очередной раз соцсети Казнета заполонили сообщения «А вы почувствовали?». Сила последнего землетрясения в Алматы составила 4 балла. Жертв и пострадавших, к счастью, нет. Мы узнали, что приготовил для алматинцев местный ДЧС на случай разрушительных подземных толчков. Как и кого он будет спасать, куда жителям обращаться при ранениях и о каких мерах предосторожности забывать не стоит – узнаете в нашей статье.
Землетрясений чудовищных масштабов в Алматы не было уже более ста лет. Последние разрушительные землетрясения, вошедшие в ранг мировых катастроф, происходили здесь в период 1887-1911 годов. Три из них – Верненское 1887 года (погибли 332 человека), Чиликское 1889 года (известно лишь о нескольких десятках погибших) и Кеминское 1911 года (погибли 390 человек) – имели магнитуду более 7 баллов. Максимальная сила в эпицентре достигала 9-10 баллов. В результате этих землетрясений город Верный (старое название нашей южной столицы) подвергся сильным разрушениям.
Когда ждать новой катастрофы, как на рубеже 19 и 20 веков, никто, конечно же, не знает. Но некоторой информацией с корреспондентом КТК поделился директор Института сейсмологии, доктор технических наук Танаткан Абаканов.
«Прогноз землетрясений по срочности делится на три вида: долгосрочный – это 5-7 лет, среднесрочный – год-два, и краткосрочный – первые часы, сутки. В этом году мы сильных и разрушительных землетрясений с эпицентром в Алматинском прогностическом полигоне интенсивностью 7 и более баллов не ожидаем, – заверил Абаканов.
Также директор Института сейсмологи пояснил особенности краткосрочного прогноза.
«Этот вопрос в мире в настоящее время на сто процентов еще не решен. Многие страны, включая США, Японию, Латинскую Америку, где периодически случаются сильные землетрясения, от краткосрочного прогноза отказались. Тем не менее, Казахстан и Китай по единой методике проводят работы по краткосрочному прогнозу землетрясений для Алматинского прогностического полигона. Каждую среду мы выдаем заключение о состоянии недр и возможных сейсмических возмущений на предстоящую неделю.
Для этого мы анализируем более 60 прогностических параметров. Перечислить их все нет возможности, я могу назвать только по блокам: это геофизические, гидрогеологические, гидрогеохимические, сейсмические, сейсмобиологические и другие показатели. Каждый из них делится на десятки прогностических данных – изменение солевого состава подземных вод, изменение химического состава, состава радиоактивных газов радона, нейтронного потока как в подземных, наземных, в воздушной массе и так далее», – сказал Абаканов.
Где тряхнет сильнее всего?
Это будет известно совсем скоро (если, конечно, власти Алматы больше не будут «перекраивать» генплан). Сейчас ученые работают над созданием карты сейсмического микрорайонирования города. Первые пометки были сделаны еще в 2012 году, закончить карту Институт сейсмологии планирует уже в следующем году. Глава учреждения объяснил, почему составление карты длится так долго. «По плану она должна быть выполнена в 2017 году, но так как город развивается и расширяется за счет присоединения территории города, мы должны исследовать и эту новую территорию», – пояснил Абаканов.
Его коллега, сейсмолог Виктор Инюшин, в свою очередь, также отмечает, что прогнозирование землетрясений в стране налажено. Но есть другая, большая проблема – вопрос эвакуации людей при действительно разрушительных толчках у нас отработан недостаточно.
«У нас работает сеть лабораторий от Алтая до Кузбаса, и 98,5% наших прогнозов совпадают. Однако у нас стоит проблема эвакуации: если землетрясение все-таки состоится, то, безусловно, в этом случае мы будем иметь плохую подготовленность. У нас не предусмотрены глобальные учения спасения на катастрофический случай. Локальные учения проводятся, но они не отражают реальности. А ведь речь идет о том, что будут завалены улицы, не будет никаких проходов, вертолеты будут плохо летать, автомобили проехать не могут и так далее», – сказал Инюшин.
При этом специалист не просто разводит руками, а предлагает, с его точки зрения, самый эффективный способ решения этой проблемы.
«Мы выдвигали предложение создать систему специальных дирижаблей, которые базировались бы на Капшагае. В случае катастрофического землетрясения через 20-30 минут эти дирижабли прилетали бы, подымали плиты, поскольку их подъемная сила достигает одной-двух сотен тонн, собирали бы раненных и быстро эвакуировали детей и стариков в сторону Капшагая. Там должны быть лагеря, где люди могли бы дождаться, когда закончатся афтершоки после землетрясения», – предложил эксперт.
Но даже при отсутствии должного транспортного коридора, пусть и по воздуху, снизить опасность землетрясений можно и в самом городе. Кстати, на сегодня в мегаполисе произведено сейсмоусиление по 75 объектам. И до 2020 года будет укреплено еще около двух сотен зданий.
«Еще один момент – система снижения волны, которая идет от очага. Считается, что можно снизить силу землетрясения на 1,5-2 балла вокруг важных зданий – госпиталей, школ, детских домов, высотных зданий. Разработки ведутся: мы создаем огромные пирамидальные датчики, генераторы на базе биофизических исследователей. Но это еще впереди, будем увеличивать их количество», – сказал он.
В палатках разместят только 10 500 человек
Что будут делать те, кто в первую очередь должен заниматься спасением людей? Алматинский Департамент по ЧС дал полный отчет: что, сколько и где имеется в нашем городе, и как оно будет использоваться при катаклизмах.
Так, при мощном землетрясении в Алматы будут размещены палаточные городки на 10 500 человек, в запасах имеется более 260 тысяч кубометров воды. Кроме этого, предусмотрены артезианские скважины с общей производительностью 1058,8 тысячи кубометров воды в сутки. Также в ДЧС отметили, что будут обеспечивать людей продуктами питания, вещами и предметами первой необходимости.
Еще в спасатели рассказали, кого и как они будут спасать в первую очередь. Для этого у них есть все необходимое: акустические приборы поиска, тепловизоры, специально обученные собаки, гидравлические, электрические и пневматические инструменты, мобильное освещение в комплекте с мобильными генераторами, а также альпинистское снаряжение и так далее.
«Порядок ввода сил и средств в первую очередь будут осуществляться в детские и лечебные учреждения, спальные жилые массивы, вокзалы, спортивно-зрелищные сооружения и другие места массового скопления людей. Для приема пострадавшего населения на территории города созданы 217 пунктов сбора населения. Используются открытые площадки, стадионы, спортплощадки и другие места, способные вместить расчетное количество человек», – добавили в ДЧС.
Сами себе будут предоставлены только те, кто находится вне объектов первой необходимости. И пока до них дойдет помощь, может пройти 2-3 часа.
Эффективное и необычное
Институт сейсмологии проинформировал о том, как должно быть все устроено в жилых помещениях, чтобы исключить возникновение дополнительных опасных ситуаций при катастрофе. Необходимо изучить свою квартиру, убрать опасные предметы с высоких полок, чтобы они не упали на голову, мысленно обозначить безопасные места в квартире (отметим, что лестницы, лифты и окна таковыми не являются), а также обзавестись «тревожным чемоданчиком». В нем должны храниться документы, деньги, теплые вещи, предметы первой необходимости, гигиенические средства, аптечка, фонарик, портативный приемник, запас еды и воды.
Но «не чемоданом единым… » – так можно продолжить мысль, перефразировав известное выражение. Существует ряд других инициатив, которые, по мнению экс-кандидата в президенты РК и самого известного эколога нашей республики Мэлса Елеусизова, помогут сохранить жизни людей. Его предложения не новы и на первый взгляд выглядят довольно адекватными, но по каким-то причинам они не прижились в Алматы. Это трубная конструкция, в которой можно укрыться во время землетрясения.
«Очень просто делается. Ее надо рассчитывать для каждой квартиры индивидуально. Обычно при землетрясении идет первый сигнал, который человек не слышит, но приборы его улавливают. Через 9-10 секунд уже идет основной удар. Когда этот прибор завизжит, нужно будет мигом, в течение нескольких секунд, забежать в это защитное устройство и уже там находиться. Это очень разумная вещь. Стоимость ее варьируется от финансовой возможности людей. Большая конструкция будет тяжелее и будет занимать большую площадь. Вообще можно компактнее сделать. Кроме штанг и труб там больше ничего нет», – сказал он.
Елеусизов назвал размеры «железного куба», заверив, что использовать его можно даже в стандартной «однушке».
«Там можно что-то хранить: запас воды, лекарства, одежду, то есть то, что нужно при экстремальной ситуации. Такая конструкция пригодна к установке и в однокомнатной квартире. Там же вам не комфортные условия – главное, чтобы люди могли там сидеть. 80 на 80 сантиметров достаточно. Снаружи эта конструкция выглядит как шкаф и никак не нарушает общего ансамбля по большому счету», – добавил он.
Несколько лет назад в южной столице активно продвигался и другой товар – металлическая сфера, которая якобы могла выдерживать огромные перегрузки и не деформироваться при этом. Такой «шарик» стоил несколько тысяч американских долларов, но тоже, как и «кубики Елеусизова», особо не был востребован. Хотя, надо признать, единичные факты покупок все-таки имелись…
Научный прогресс – это, конечно, хорошо, но сделать гарантированно 100%-й прогноз все равно не возможно. Радует хотя бы то, что сейсмологи могут пообещать год или два спокойной жизни. Однако готовым надо быть всегда. Каждому алматинцу следует предпринять элементарные меры для спасения: проработать схему действий при землетрясении, доступно объяснить все детям и всегда иметь под рукой тот самый «тревожный чемоданчик». И главное – нельзя халатно относиться к рекомендациям специалистов.