Стрельба в Мюнхене и Алматы. Сравнительный анализ действий госструктур
Как известно, в аккурат к пятой годовщине кровавых похождений Андерса Брейвика, 18-летний выходец из Ирана с немецким паспортом расстрелял девять человек в одном из торговых центров немецкого Мюнхена. Учитывая, что ситуация имеет немало общего с недавними трагическими событиями в Алматы, полезно будет сравнить действия граждан, полиции и других государственных структур. Причём действия именно в первые десятки минут после появления первой информации о происходящем.
Автор: Ярослав Красиенко
1. Согласно последним данным стрельба в ТЦ "Олимпия" началась в 21.50 времени Астаны (в 17.50 по местному). На лентах информагентств первые сообщения об этом появились примерно в 22.34 по времени Астаны (на казахстанских сайтах в 23.05). То есть прошло около сорока минут. В твиттере немецкой полиции первый сабжевый пост вышел примерно в это же время (18.35) - если учесть, что на скрине указан не местный часовой пояс.
Первый твит был таким:
Перевод:
- "Сейчас мы проводим крупную полицейскую операцию в районе OEZ. Пожалуйста, избегайте районов вокруг торгового центра".
Через несколько минут последовало ещё более грозное предупреждение:
- "+++ ВНИМАНИЕ ++ Избегайте районов вокруг #OEZ - Оставайтесь в своих домах. Уйдите с дорог! +++"
Одновременно с этим полицейские через СМИ оповестили население о высоком уровне террористической опасности. В Казахстане пресс-служба ДВД сделала всё тоже самое, но не через сорок минут, а через час с лишним. Есть куда стремиться. А вот Министерство обороны РК отреагировало сопоставимо - примерно через 35 минут.
Далее правоохранительные органы Мюнхена запретили любую фото и видеосъёмку на месте событий, в частности фиксацию действий полиции. Точнее, вежливо попросили соотечественников не снимать, что в данном случае равнозначно требованию. Объяснение: чтобы не помогать таким образом преступнику. Полагаю, что у нас в случае принятия аналогичных мер, немедленно разразились отповедью в стиле: агааа, запрещаете гражданскому обществу показывать ваши провалы, чего-то хотите скрыть и тд и тп. Там же очевидцы безропотно принялись удалять ролики из соцсетей и видеохостингов. Ordnung muss sein.
Следующие твиттер-сообщения от немецкой полиции, идущие с завидной регулярностью, звучали так. С момента атаки, напомню, прошёл примерно час.
- Что происходит в районе OEZ, до сих пор неясно. Несколько человек получили ранения. Позже у нас будет больше информации.
- Избегайте общественных мест в Мюнхене. Ситуация становится ещё более запутанной.
- Имеются слухи о перестрелке в городе. Где именно - до сих пор неясно! Пожалуйста, избегайте общественных мест, а также дорог.
- Мы пока не знаем, где преступник. Он скрывается.
- Точно была перестрелка, но ситуация не ясна. Мы будем держать вас в курсе.
Нужно заметить, что полиция Мюнхена постоянно держала контакт с гражданами и с интервалом от двух до десяти минут о чём-то им сообщала. Иногда выходили твиты на турецком языке. Однако чаще всего это были элементарные предупреждения о том, что не нужно посещать места массового скопления людей и не в меру откровенные признания, что силовики сами ещё ничего не знают.
Почему-то уверен, что за твиты типа "мы не знаем, где преступник", "нам неизвестно место перестрелки", а самое главное за "есть слухи о стрельбе" наших силовиков подняли бы на смех и подвергли жесточайшей травле. А тут, как вы можете убедиться, полиция сама принимает активное участие в распространении непроверенной информации. Мне это не понятно. Может быть, и в правду, лучше немного помолчать и во всём более менее досконально разобраться? Такие сообщения, как мне кажется, могут посеять ещё больше паники.
Но есть и хорошая практика. Пресс-служба мюнхенской полиции - основной поставщик информации в эти часы, хотя и начала освещать события спустя не очень-то малое время после их начала, затем развила в соцсетях невиданную у нас гиперактивность. Иногда, как в случае с тиражированием слухов, явно чрезмерную. Помимо уже упомянутого твиттера, немецкая служба по связям с общественностью активно обновляла свой фейсбук.
Перевод:
- Ситуация до сих пор сбивает с толку. Пожалуйста, избегайте общественных мест в Мюнхене. Удары по Olympiaeinkaufszentrum. Избегайте районов вокруг #OEZ. Оставайтесь в своих домах.
На мой взгляд, через такое время можно было и чего-нибудь повнятнее написать, помимо "ситуация сбивает с толку". У нас в ватсапах и комментах на новостных сайтах так пишут.
Нельзя не вспомнить, как неоднозначно восприняли рассказ пресс-секретаря Министерства информации РК о том, что о перестрелке в Алматы он узнал из СМИ. Смотрим на Мюнхен. Первые сведения о происходящем в торговом центре также появились в СМИ. Именно на них первыми ссылались информационные агентства всего мира. Причём те, кому положено по линии безопасности, уверен, узнают обо всём гораздо быстрее, а вот до пресс-служб, что в Казахстане, что в Германии такого рода информация доходит с опозданием. А они ещё и одинаково не самостоятельны в принятии решений.
2. В Алматы с помощью интернет-мессенджеров мгновенно распространились слухи о стрельбе и других инцидентах в разных частях города. Как мы видим, абсолютно идентичная ситуация и в Германии. Только в Мюнхене полиция ещё и сама эти слухи зачем-то тиражировала, а позже начинала их опровергать. СМИ же точно также ссылались на очевидцев. Касымова на них нет.
Зато свой фейсбук немецкие полицейские использовали ещё и для сбора информации - они просили граждан присылать им туда фото и видео, имеющие отношение к происходящему. И граждане присылали. Кроме того, в своём ФБ полиция сама охотно транслировала свидетельства очевидцев. Рядовых бюргеров также просили пускать в свои квартиры тех, кто прячется от террористов. Почему-то авторы этой идеи посчитали, что сами террористы таким вариантом не воспользуются.
3. Во время событий в Алматы раздавалась масса упрёков - мол, где были спецподразделения и отчего террориста задерживали обычные патрульные. Теперь смотрим, кто противостоял мюнхенскому преступнику в первый час драматических событий.
Интересный у них дресс-код для борьбы с вооружённым террористом. Как будто из кондиционируемого офиса только что.
К "офисным работникам" позже всё-таки подошло подкрепление из парней посерьёзнее. В Алматы, правда, к этому времени уже всё закончилось - то есть и у французских специальных подразделений типа СОБРа расчётное время прибытия на место несколько больше тех самых двадцати четырёх минут. Зато в Мюнхене на замену парням в рубашечках вместе с упакованными спецами, пришли забавные хлопцы в легкомысленных шортиках, кроссовках и футболках.
Нет, вы представьте на секунду, что началось в социальных сетях и блогах, если бы наша полиция появилась в районе проведения антитеррористической операции в таком вот виде. Их с уик-энда выдернули, да?
Некоторым обмундирования всё-таки хватило:
Всего поимкой преступника в Мюнхене занимались больше двух тысяч силовиков. Ещё раз, по слогам - больше двух тысяч. Так, причём, и не поймали.
4. В Казахстане много возмущались - отчего алматинский стрелок так легко в одиночку парализовал весь город? Это при том, что общественный транспорт ходил, большая часть населения жила более-менее обычной жизнью, значительная часть учреждений (не все) работали в относительно нормальном режиме. Смотрим теперь на Мюнхен. Преступник тоже был один. И там моментально прекратили движение сначала метрополитена, а затем и всего городского транспорта - поездов, трамваев, автобусов. Наверное, потому, что на улице людей проще расстреливать. Затем, как и у нас, эвакуировали вокзал. Информацию об этом рассылали не уполномоченные органы, а обычные граждане. Например, так:
Перевод:
- «Работа метро в Мюнхене остановлена! Рекомендуется избегать скоплений людей»
5. По поводу комментариев к алматинским событиям вида "срочно требуются политические и экономические реформы, иначе мы превратимся в Сомали". В дополнению к произошедшему в Мюнхене, напомню, что не далее, как в минувший понедельник, в одном из немецких поездов семнадцатилетний парень изрубил топором сразу пятнадцать человек. Полицейские его пристрелили. А в новогодние праздники всё в этих же краях нынче насилуют под сотню женщин за ночь. В общем, не страна, а дом высокой культуры быта. Не знаю, как там в Юго-Восточной Африке, но примерно вот так я её всегда и представлял. Правда, о том, что Сомали - это Сомали, знают все. А вот в Германии полиции велено всё это особо не афишировать.
6. Путаница с количеством погибших в первые минуты имела место быть и в Алматы, и в Мюнхене. Разброс, правда, разный - от "3-4" здесь до "10-15" там. Благодаря активности в твиттере немецкая полиция первой обновляла данные о потерях, поэтому за данными о жертвах достаточно быстро стали ходить только туда. Сама пресс-служба тамошнего ДВД то ли подтверждала их в порядке очередности, то ли выдавала сведения строго дозировано. Начав в комментариях для СМИ с трёх, а в твиттере с шести, число жертв постепенно довели до десяти. Постоянно разнилась и информация о количестве преступников - о том, что мюнхенский стрелок действовал в одиночку, полиция сообщила лишь после его самоубийства. До этого говорили о предположительно трёх злоумышленниках (время на скрине МСК).
Так же можно сравнить ещё ряд показателей:
- После событий в Алматы о созыве заседания Совета Безопасности сообщили примерно через пять часов после нападения, в Германии об аналогичной инициативе Ангелы Меркель стало известно ориентировочно через пять часов сорок минут после первых выстрелов. Практически одинаково. Однако в нашем случае Совбез на момент сообщения о нём уже шёл, и чуть позже стали доступны его результаты, а в Германии о проведении заседания даже спустя сутки ничего было известно.
- В Алматы террориста-одиночку обезвредили через 24 минуты после начала событий. В Мюнхене всё закончилось через два с половиной часа. После того, как юный стрелок покончил с собой. До этого времени в Германию даже успел прибыть спецназ из Австрии.
- Выше по тексту есть ссылки на фейсбук и твиттер немецкой полиции, по комментариям в которых можно оценить степень абсолютного мейнстримового единомыслия и однообразия европейского общества. Его строгого следования генеральной линии партии - там, если уж народ куда-то идёт, то исключительно в ногу и ровным строем. Ein, zwei, polizei. Это у нас после событий в Алматы в сети можно найти широчайший диапазон мнений. Немалая часть которых - это совершенно безнаказанные "правильно, наших судей надо расстреливать" и дилетантско-фрондёрские "наша полиция ни на что не годится". В Германии же сплошное "возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке". И хоть кол на голове теши, ничего не меняется. Может быть, потому, что там нет Демократической Журналистики в казахстанском её понимании, а есть то, о чём бывший редактор немецкой газеты "Frankfurter Allgemeine Zeitung" Удо Ульфкотте рассказал в своей нашумевшей книге? Вообще, про особенности медиасопровождения немецких терактов, можно почитать вот здесь. Всего одна цитата:
"Чего еще мы не найдем в репортажах "Шпигеля", "Ди цайт" и телеканалов, так это сомнений и саморефлексий. Им, как зомбирующим феноменам, таковые не свойственны, эти СМИ не информируют, а наставляют паству на путь истинный".
- После всех подобных историй в Казахстане обыватель ждёт какой-то ужасной, леденящей кровь и сбивающей с ног Правды. "Он не мог один столько натворить! Он что, Рэмбо?!". Но расклад чаще всего оказывается прозаичным, и тогда начинается хоровое исполнение популярного ретро-шлягера "властискрывают". Так вот, согласно последним данным немецких компетентных органов, полуторамилионный Мюнхен поставил на уши и реально парализовал на три часа не матёрый уголовник-рецидивист или боевик умеренной сирийской оппозиции, а великовозрастный школяр с пистолетом, которого травили сверстники. Ещё раз. Старшеклассник с глоком. Две с лишним тысячи полицейских. Почти три часа антитеррористической операции.
Развитие этой истории сейчас доступно на всех ресурсах. Но первые минуты и часы в информационном пространстве Германии выглядели выглядели именно так. И нужно признать, что по ряду параметров казахстанские госорганы действовали несколько чётче и осмысленнее. А вот опыт работы немецкой полиции в социальных сетях следует в определённом объёме перенять - это может быть полезным.
В целом же различий между Алматы и Мюнхеном мало, всё абсолютно сопоставимо - паника, неопределённость, отсутствие достоверной информации, распространение слухов, и не всегда адекватная реакция госорганов. Тем не менее, выглядит логичным после того, как всё утрясётся, наладить взаимодействие с немецкими правоохранительными и гражданскими структурами - в целях обмена наработанным опытом. Как положительным, так и негативным.