{metadescription}
«Желтый» уровень дал сбой. Политолог назвал суть проблемы

«Желтый» уровень дал сбой. Политолог назвал суть проблемы

Что это – пустой звук или попустительство? Похоже, Казахстан еще, как следует, не осознал всю серьезность объявленного «желтого» уровня террористической угрозы. 

Бежавший из-под стражи рецидивист, вооруженный пьяный человек на улице – все это как-то не особо укладывается с пониманием того, что в стране действует «желтый» уровень опасности. В частности, в Алматы – городе республиканского значения. А ведь еще совсем недавно (18 июля) здесь «включали» наивысший – «красный» уровень. Пусть даже и всего на несколько часов…  

Речь идет о разбушевавшемся 29 числа хулигане, который, порядком набравшись, разгуливал по улицам с пистолетом. Это было пневматическое оружие, но разве в таких деталях разбираются рядовые граждане? Скорее всего, нет. Дебошира вовремя нейтрализовали и увезли в участок для разбирательства.

Другой случай – из здания суда сбежал опасный преступник! И случилось это опять же 29 июля. Мужчину 1991 года рождения (Дусмагамбетов Д.) привезли в Медеуский районный суд города Алматы для санкционирования ареста. В здании велись ремонтные работы: из-за сварщиков нечем было дышать. Конвоиры заперли доставленного в камере для подозреваемых, но не на замок, а просто зафиксировали дверь наручниками. Далее все по сценарию смешного боевика – Дусмагамбетов разомкнул «браслеты» и благополучно выбрался наружу. Задержали его 1 августа. Свое отношение к произошедшему дал политолог Досым Сатпаев.

«То, что Вы описываете сейчас, по сути, является доказательством того, что даже представители власти и силовых структур в принципе сами не понимают, что в режиме желтого уровня опасности должна быть повышенная внимательность, бдительность, естественно, более усиленный контроль абсолютно за всеми возможными потенциальными рисками и угрозами.

Представители силовых структур, возможно, не проинструктированы полностью и плохо знают, как себя вести в этих цветовых уровнях. Те события в Алматы произошли не так давно. Должны были быть сделаны какие-то выводы из всего этого. Идет эффект забывания и он бьет по всем нам. Даже в рамках суда: по сути, побег состоялся не по дороге из СИЗО в суд, а прямо в здании суда. Возникает вопрос о причинах и условиях, при которых особо опасные преступники могут совершить побег. Тем более, были несколько лет назад прецеденты, когда уже из тюрем убегали люди, которых обвиняли по статьям экстремизм и терроризм. Но выводы, мне кажется, не очень правильные делаются из всего этого», - сказал Сатпаев.   

Напомним, что такое «желтый» уровень террористической угрозы. Эта картинку видел, наверное, каждый казахстанец после трагических событий в Актобе:

Как видно, информация содержит лишь предписания для гражданских. Каковы инструкции силовиков – неизвестно, но, скорее всего, населению и не обязательно быть в курсе этих регламентов. Однако, даже имеющегося разъяснения, по мнению политолога, недостаточно.  

«Введение цветового уровня опасности в Казахстане отнюдь не означает, что это автоматически будет повышать нашу безопасность. Здесь опять формальный подход! Ну, многие понимают, что красный цвет – это цвет повышенной опасности. А желтый – это опасность чуть поменьше. Но не так должна вестись работа с населением. Потому что, когда государство вводит такие цветовые уровни опасности, оно должно проводить очень активную информационную работу, чтобы населению все разъяснить. Во-первых, чем отличаются цвета друг от друга, во-вторых, какая модель поведения должна быть у государственной структуры и у населения при разных уровнях угрозы», - пояснил Досым Сатпаев.

С другой стороны он допускает, что наше общество, вероятно, просто не привыкло к тому, что нам диктует желтый цвет. И с этим можно согласиться: ранее никакой из имеющихся трех уровней в Казахстане не объявляли.

«Может, к какому-то времени и привыкнут, как ни печально, учитывая, как показывает практика, то, что риск террористических угроз увеличивается. Но опять же, именно от государства зависит то, как механизмы и инструменты по предупреждению сделать более эффективными с привлечением общественности. Я думаю, не достаточно на текущий момент просто объявлять в стране желтый уровень на 30 дней. Надо активнее убеждать и говорить о том, что он предполагает вот такие примерно действия и модель поведения, как стороны представителей силовых органов, так и других государственных структур и со стороны граждан. И тогда только отношение к этим уровням будет более ответственное, и люди будут понимать, что это не шутки», - резюмировал эксперт.

Общая ответственность – именно об этом он говорит, а она подразумевает не только понимание со стороны народа, но и более серьезное отношение силовиков к возникшей действительности. Что стало причиной вопиющего случая в Медеуском суде, разберется следствие, и лучше не строить никаких догадок, чтобы потом не пришлось «нанимать адвокатов». Но, так или иначе, этот факт более чем красочно описывает положение дел…

Однако, было бы нелогично спускать всех собак на полицейских. Алматинец, который подшофе отправился пугать прохожих пневматическим пистолетом, доказывает, что есть и среди мирных граждан те, кто, похоже, воспринимает террористическую угрозу как что-то нереальное. А это уже граничит с элементарной глупостью.

 

Новости партнеров

Сейчас в эфире