Умы маленьких казахстанцев вне опасности! Гюлен на них не влияет
Спровоцировать массовый отток учащихся из КТЛ не удалось! Казахстан сумел объяснить, что учебные заведения не опасны, а даже полезны для нашей системы образования.
Автор: Наталья Батракова
Казахско-турецкие лицеи нужны нашей стране. Так считают эксперты, мнение которых никак не зависит от позиции Министерства образования и науки РК, как раз и решившего, что просьба Турции невыполнима. Этому есть вполне адекватные обоснования. Наши спикеры рассмотрели суть вопроса. Кроме того, мы узнали, сколько учеников на сегодня уже потеряли эти учебные заведения, сообщает корреспондент КТК.
Анкара систематически призывает другие страны принять меры в отношении организаций, так или иначе связанных с опальным проповедником, писателем, теологом и основателем движения «Хизмет» Фетхуллахом Гюленом. О нем снова заговорили после того, как военные попытались взять в свои руки власть в Турции. Мятеж не удался, а главным виновником Анкара назвала именно Гюлена. Тут же под подозрение (хотя турецкие власти и ранее обращались в другие страны с просьбой закрыть учебные заведения) попали лицеи, которые в свое время создавались при участии Турции. К примеру, на территории Республики Казахстан они работает уже более 20 лет.
Для справки:
«Хизмет» – это турецкое общественно-политическое движение, основанное на идеях Фетхуллаха Гюлена. Наибольшую активность оно проявляет в сфере образования (в более чем 140 странах функционируют примерно 1400 школ, открытых сторонниками движения) и в развитии межконфессионального диалога. Движение «обслуживает» ряд средств массовой информации. Кстати, сами участники «Хизмета» иногда называют его «Джамиа», есть и третий вариант – «Джемаат». Западные СМИ называют «Хизмет» движением, которое борется за мир, основывается на идеях пацифизма и предлагает новый взгляд на ислам».
Первыми, и этого следовало ожидать, своих детей из КТЛ забрали турецкие дипломаты. Но Международный общественный фонд KATEV, курирующий деятельность КТЛ в Казахстане, официально отрицает любые связи с Гюленом, против которого ополчилась родина. В фонде нам рассказали, что все вышеназванные лицеи – это госучреждения, работающие по разработанным Национальной академией им. Ибрая Алтынсарина (г. Астана) стандартам.
Главный специалист фонда по вопросам контроля и качества знания Эльмира Ибраимова сообщила, что сейчас никакого массового оттока учащихся из КТЛ нет. В действительности детей забрали лишь несколько сотрудников посольства Турции, заверила она.
«Я связалась с вице-президентом по воспитательной и организационной работе МОФ KATEV Нурболом Тулебаевым. Он дал такую информацию, что 3-4 детей забрали только те, кто работает в посольстве Турции, и то из международной школы «Нур Орда» в Астане. Всего же под руководством нашего фонда находятся 29 казахско-турецких лицеев, университет имени Сулеймана Демиреля, Жамбылский экономический колледж в Таразе, начальная школа «Шахлан» и международная школа «Galaxy» в Алматы», - сказала Эльмира Ибраимова.
Умы маленьких казахстанцев вне опасности, уверен известный казахстанский политолог, доктор исторических наук Асылбек Избаиров. Сейчас в них уже больше казахстанского, нежели турецкого, пояснил эксперт.
«Эти лицеи уже больше чем на 90 процентов представлены учителями и преподавателями из Казахстана. Все эти соглашения, которые когда-то были подписаны, сейчас не позволяют Турции как-то влиять на учебный процесс. Здесь вопрос только в самом названии. В самой сути КТЛ – это уже чисто казахстанское образовательное учреждение.
Поэтому я не думаю, что эти лицеи представляют какие-либо угрозы Казахстану. Эти лицеи уже показали свое существенное преимущество – они дают качественное образование. И многие из тех ребят, которые выпускались оттуда, на сегодняшний день успешно работают в различных госструктурах», - сказал Избаиров.
Если у кого-то и возникли мысли о том, чтобы покинуть эти лицеи – во всем виноват беспочвенный страх, добавил историк.
«Я думаю, что боязнь родителей связана с заявлением посла о том, что эти лицеи закроют. Может, после этого родители задумались о том, чтобы пристроить детей в другие лицеи. А так я не думаю, что боязнь родителей связана с политическими факторами. Кроме того, на сегодняшний день есть уже официальный ответ Министерства образования РК, что все лицеи работают согласно казахстанскому законодательству и не будут закрыты», - сказал он.
Отметим, что самые первые казахско-турецкие лицеи на территории Казахстана открылись в 1992 году на основе соглашения между Нурсултаном Назарбаевым и экс-президентом Турции Тургутом Озалом. Однако турецкая сторона, как отмечает председатель РОО учителей и преподавателей «Ар-Намыс» Галия Амиртаева, могла оказывать влияние лишь на начальных этапах деятельности КТЛ. Сейчас эти учебные заведения полностью подчиняются Казахстану и только, сказала Амиртаева, по сути, подтверждая мнение Избаирова.
«Я могу точно сказать, что никакой угрозы здесь нет. Это образовательная организация, которая действительно хорошо обучает и дает реальные знания. Я считаю, что здесь никаких нарушений нет. Я сама общалась с детьми из казахско-турецких лицеев. Это нормальные учреждения, где дают хорошие знания.
Они принадлежат не Турции, как некоторые считают. Да, в самом начале еще, когда казахско-турецкие лицеи только организовывали, два президента совместно обсудили и согласовали между собой их деятельность, но потом это все перешло к нам. Сейчас в основном в КТЛ работают наши педагоги», - сказала Амиртаева.
Напомним, ныне действующий глава Турецкой Республики Реджеп Эрдоган просил дружественные ей страны закрыть все подобные заведения еще несколько лет назад. Этот нашел отклик в Узбекистане, Азербайджане, Сомали и Нигерии. Однако в Министерстве образования и науки РК заявили, что КТЛ функционируют в рамках казахстанского законодательства и финансируются из местного бюджета, в связи с чем повода для их закрытия нет.
Кстати, руководитель «Ар-Намыса» полагает, что если эти лицеи все-таки закрыли бы, это была бы ощутимая потеря для казахстанского образования.
«Я думаю, что закрытие КТЛ было бы минусом для нашей системы образования. Ведь сюда поступают одаренные дети, они сдают экзамены, точно так же, как в НИШ. Идет хороший отбор. Там и дисциплина там очень хорошая. Мне кажется, не нужно их убирать, они должны оставаться», - заключила Галия Амиртаева.