Как выявить экстремиста? Пять признаков радикала
Казахстанские политологи рассказали, какие критерии в речи, манерах и внешнем виде могут указывать на приверженцев нетрадиционных религиозных течений.
Автор: Наталья Батракова
Борьба с экстремизмом и терроризмом в Казахстане не прекращается ни на минуту. В стране после ряда терактов действует «желтый» уровень угрозы, который позволяет как сотрудникам полиции, так и рядовым гражданам быть более бдительными.
Так, накануне Комитет национальной безопасности РК сообщил о задержании четырех членов радикальной группировки, планировавшей теракты на территории Казахстана. Среди предполагаемых террористов – граждане Казахстана и Кыргызстана. Из их тайников изъяты религиозно-экстремистские материалы и компоненты для изготовления самодельных бомб.
«Нейтрализованы планы радикалов по совершению вооруженных нападений на сотрудников и места дислокации подразделений КНБ, полиции и воинских частей. На следующем этапе ими были намечены террористические атаки на места массового скопления населения», - уточнили в пресс-службе КНБ РК.
Известный казахстанский политолог, доктор исторических наук Асылбек Избаиров рассказал корреспондентку КТК, почему радикалы стремятся сперва ликвидировать именно сотрудников правоохранительных органов, а также объяснил, по каким признакам можно определить приверженца радикальных группировок.
«Согласно их идеологии, сотрудники правоохранительных органов являются приспешниками, то есть охранителями этой логической системы, этого государства. А оно, согласно опять же их идеологии, есть государство куфр – государство неверия, государство тагута, государство идолопоклонничества. И первыми людьми, которые охраняют это государство, по их идеологии, являются сотрудники правоохранительных органов. Поэтому они и являются первыми объектами их атаки», - сказал он.
По словам Избаирова, есть набор четких выражений, которые могут указывать на человека-радикала. То есть, первым критерием, с помощью которого можно заподозрить приверженность лица к экстремистским группировкам, является его речь.
«Если человек ушел в радикальную идеологию, то в своих речах он будет употреблять такие специфические слова, как "кафирское государство", "государство тагута", "нужно убить кафиров". Если мы слышим подобные слова, нужно сообщать об этом в полицию. Насколько я знаю, в Балхаше один парень, увидев таких "заряженных" ребят, заметив их нервное поведение и частое употребление вышеназванных слов, сообщил об этом в полицию. Вот так на ранней стадии можно выявлять радикально настроенных людей», - сказал он.
Следующим критерием является внешний вид радикалов. Конечно, как отмечает политолог Данияр Ашимбаев, у террористов нет специальной униформы. Тем не менее, некоторые выводы о религиозных взглядах человека можно установить по его одежде.
«Опознать террориста на сто процентов можно только в том случае, если он обвешается динамитом или с оружием на улицу выйдет. Однако есть некоторые признаки, которые указывают на приверженность человека к нетрадиционным религиозным течениям. Так, например, салафитов легко отличить по бородам, даже для чрезмерно юного возраста. Короткие штаны, как правило, являются дополнением», - отметил он.
Подобная особенность во внешнем виде салафитов появилась неспроста. В хадисе – предании о словах и действиях пророка Мухаммада – действительно есть изречение о том, что штанины должны быть выше щиколотки. Появилось оно в VII-VIII веках, когда люди жили бедно, а ткани стояли дорого, и позволить себе облачаться в длинные одежды могли только богатые. Делали они это для того, чтобы показать свое превосходство. Тогда и появились слова в хадисе, что тот, «у кого штанины ниже щиколотки, тот попадет в ад». С тех пор прошло много веков, ткань давно перестала быть роскошью, поэтому сейчас длинные штанины не могут стать «путевкой в ад». Но радикалы по-прежнему продолжают этого придерживаться.
Ношение бороды тоже определяется канонами ислама. Как известно, в исламе есть три мазхаба или школы шариатского права. В Казахстане придерживаются ханафитского мазхаба, согласно которому, ношение бороды – это суннет, то есть то, что не обязательно, по желанию самого человека. А вот в арабских странах это – уаджип, то есть прямая обязанность верующего. Именно последнее берут за основу и представители радикальных течений.
Третий признак радикала, по словам Ашимбаева, это его участие в подозрительных сборищах, производящих впечатление религиозно-сектантских группировок.
«Радикальные группы имеют место, где систематически собираются. Если мы видим, что определенное количество людей собирается в жилом или нежилом помещении, выглядят при этом сурово и напряженно, и это совершенно не производит впечатления деловой встречи, тоя или дружеских посиделок, то на это следует обратить внимание и проинформировать правоохранительные органы», - сказал политолог.
Четвертый признак, который может помочь выявить радикала – это пропаганда радикальных идей и увлечение религиозной литературой.
«Что касается подозрительной деятельности, то следует обратить внимание, во-первых, на аудиопропаганду. Заметьте, сейчас во многих такси вместо привычного шансона часто звучат аудиопроповеди на хорошем языке, очень вкрадчивым голосом разъясняющие, порой аккуратно подводящие к мыслям о справедливости и несправедливости в мире, необходимости борьбы с неверными и так далее.
Во-вторых, обратить внимание на точки продажи литературы. Допустим на многих наших барахолках есть такие религиозные бутики, где продается литература на русском, казахском, татарском, уйгурском языке хорошей полиграфии без выходных данных, аудио и видеопродукция. Если человек имеет достаточное образование, чтобы вычленить литературу экстремистского содержания, просмотрев ее в бутике, то следует обратиться в правоохранительные органы. Кроме того, сам факт торговли такой литературой является незаконным. Поскольку есть установленное количество книжных магазинов, имеющих право торговать такой литературой, а уличная торговля религиозной литературой у нас законодательно запрещена», - подчеркнул эксперт.
Также политолог советует гражданам быть бдительными по отношению к своим родным. Резкая смена религиозных взглядов - пятый признак - может сигнализировать о том, что человек попал под влияние радикальных группировок. В этом случае необходимо действовать безотлагательно, чтобы предотвратить его дальнейшее вовлечение в экстремистскую группировку.
«Если человек, даже ваш близкий родственник, начинает вдруг менять взгляды, проповедовать радикально-экстремистские концепции, высказываться о необходимости борьбы с неверными, поездке на джихад в Сирию или Афганистан, на это также следует обратить внимание правоохранительных органов, по крайней мере для того, чтобы с ним провели профилактическую работу. Есть вероятность, что это не вызревшее намерение, а просто разговоры, но которые могут способствовать формированию таких наклонностей. Поэтому здесь очень важно своевременно повлиять на него с помощью семьи, специалистов, чтобы человек встал на истинный путь», - сказал Ашимбаев.
В борьбе с терроризмом, как отмечают эксперты, пригодится помощь каждого. Только важно помнить, что вышеуказанные критерии являются лишь признаками того, что человек может иметь какое-либо отношение к радикальным религиозным течениям. При имеющихся подозрениях достаточно обратиться в полицию, а дальше уже сотрудники правоохранительных органов сами разберутся, имеет ли подозрительное лицо действительно преступные намерения.
В заключение политолог Асылбек Избаиров назвал еще один способ, как простые граждане могут оказать содействие стражам порядка.
«В таких моментах мы можем помочь еще и тем, что не будем поддаваться панике, распространять лживые слухи, а передавать только достоверную информацию из проверенного источника – правоохранительной системы», - подытожил Асылбек Избаиров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 114: Спасите наши души!