Золото, доллары или тенге? Что поможет ЕНПФ сохранить сбережения
Эксперты рассказали, с помощью чего Единый национальный пенсионный фонд (ЕНПФ) мог бы сохранить и даже приумножить пенсионные накопления казахстанцев.
Автор: Наталья Батракова
Больная и всегда актуальная тема – пенсионные сбережения – уже долгое время не сходит с новостных лент и экранов ТВ. Обсудив возможность изъятия гражданами своих накоплений на неотложные нужды, а также направление средств фонда на строительство ТРЦ на территории EXPO, эксперты поделились своим мнением на счет того, как ЕНПФ мог бы сохранить доверенные ему деньги казахстанцев и, что немаловажно, приумножить их.
Так, известный юрист Жангельды Сулейманов считает, что руководству фонда, как вариант, еще много лет назад стоило перевести деньги в более устойчивую иностранную валюту.
«Недавно все возмущались, что 15 миллиардов тенге (40 миллионов долларов) из фонда направят на строительство объектов EXPO. Но это же сущие копейки по сравнению с общим размером наших накоплений, которые составляют 6,3 триллиона (18,5 миллиарда долларов). Эти 15 миллиардов тенге всего 0,2 процента от всех накоплений! А вот то, что 1,5 триллиона тенге (4 миллиарда долларов) наших денег ушло на покупку облигаций банков второго уровня, это уже не мелочь. То есть, наши деньги дали в долг банкам, чтобы мы эти деньги взяли в долг у банков.
Сколько раз слышал от руководителей Нацбанка, что всегда надо держать накопления в трех валютах – тенге, доллар, евро. Но почему тогда наши пенсионные накопления хранятся в тенге, а не трех валютах? Простой пример. 1000 тенге, которые мы перечислили в 1998 году как пенсионные взносы, составляли на тот момент 12,5 доллара, а сегодня это 3 доллара, то есть в 4 раз меньше! Если наши деньги вложили бы не в ценные бумаги, а просто даже в доллары, то сегодня на счету Фонда было бы минимум 50 миллиардов долларов, а в тенге эта сумма была бы равна 18 триллионам, а не 6,3 как сейчас. То есть у каждого из нас было бы в среднем не 650 000 тенге накоплений, как сейчас, а по 2 000 000 тенге. Поэтому, если фонд не желают расформировать, нужно принять решение о переводе всех наших накоплений в доллары. Лучше поздно, чем никогда», - написал Сулейманов на своей странице в FB.
Однако все мировые валюты со временем обесцениваются, и доллар не исключение. Экономический обозреватель Денис Кривошеев назвал более надежный, по его мнению, способ обеспечения сохранности накоплений – старое доброе золото. По его словам, на сегодняшний день оно остается единственным мерилом, позволяющим снизить риски потери капитала.
«Во всем мире пенсионные деньги используются на коммерческие проекты, на дофинансирование государства. То есть у нас их можно было бы тратить куда угодно, если бы они были правильно индексированы. Я считаю, что должно было быть не теньговое хранение, которое обесценило в результате девальвации пенсионные накопления в два раза, а, предположим, перевод поступивших денег в золотые слитки, которые также можно было бы потом раздавать. Тогда вопросов бы не возникло бы: под коммерческий проект, под некоммерческий – главное тело сохранялось бы. Даже если оно выдавалось бы беспроцентно – взял 100 килограммов золота и вернул 100 килограммов золота – риск потерять при этом был бы минимален. Ведь золото является возобновляемым ресурсом: государство может компенсировать потери той массой золотой, которая добывается в стране. С долларами сложнее. Сама по себе валюта – чужая, и не понятно какое у нее будет поведение в долгосрочной перспективе через 10-15 лет», - сказал эксперт.
Оба вышеуказанных предложения прокомментировал экономист Жарас Ахметов. Как сообщил эксперт, любой актив несет в себе риск изменения цены. Поэтому, по его словам, разумнее всего в структуре портфеля иметь разные активы, чтобы они компенсировали риски и обеспечивали доходы.
«Ставить все на один актив, будь то золото, будь то валюта – это на самом деле значит гигантски увеличивать риски на наши пенсионные накопления. Портфель должен быть разумным образом сконструирован. Что золото, что валюта – это такой же актив, который колеблется в цене. Мы можем взять и все 6,3 триллиона тенге перевести в доллары и положить их на депозит в какой-нибудь американский банк или купить казначейские облигации в США. Потом, представьте себе, цена на нефть поднялась в два раза, тенге по отношению к доллару укрепился в полтора раза, и в пересчете на тенге мы в 1,5 раза потеряли. Какой хай-вай поднимется!?» - сказал Жарас Ахметов.
Несмотря на заманчивость идеи перевести средства в иностранную валюту или золото, сделать это не получится не только из-за вышеупомянутых рисков, но и на законодательном уровне. Как сообщил председатель правления «Финпотребсоюза» Айдар Алибаев, инвестирование в золото и доллары допускается, но лишь в небольших объемах.
«Давайте начнем с того, что национальной валютой в Казахстане является тенге. И я считаю, что будет правильным, когда все финансовые операции проводятся внутри страны в тенге. Деньги из пенсионного фонда должны инвестироваться, и нормы инвестирования регулируются надзорным органом. Там существует позиция инвестирования в финансовые инструменты зарубежных государств и зарубежных финансовых организаций. И туда в долларах инвестиции осуществляются, но небольшие – 3-7 процентов. Более чем нормируется законодательством инвестировать в иностранную валюту нельзя.
По золоту тоже существуют позиции: небольшие дозы разрешены, но я бы не рекомендовал инвестировать, потому что это ненадежный инструмент с точки зрения того, что на него очень нестабильная цена. В последнее время она очень сильно прыгает, и неизвестно пострадали бы пенсионные активы на данный момент или получили бы выгоду. Поэтому от инвестирования в золото наших пенсионных активов я бы воздержался», - сказал Алибаев.
Другое дело, по его словам, вложение пенсионных активов в реальный сектор экономики. Этот путь непростой, но именно он, уверен эксперт, принесет пользу и государству, и людям, и нашим деньгам. А пока инвестиционный портфель ЕНПФ выглядит следующим образом: в структуре активов ЕНПФ государственные ценные бумаги – 44,19 процента, облигации банков второго уровня – это 23,57 процента, облигации квазигосударственных организаций – 11,18 процента, депозиты БВУ – 6,51 процента и так далее.
«На мой взгляд, это исключительно неоптимальный, скособоченный, неправильный и неэффективный портфель. Во-первых, почти половина в государственных бумагах. Ну что, со всех нас надо было десять процентов собирать, чтобы отдавать в качестве внутреннего долга государству для покрытия дефицита бюджета? Иными словами для покрытия неэффективного, неумелого управления страной. И при той небольшой доходности, что формируется из бюджета. А бюджет в свою очередь формируется из наших налогов. То есть нам доходность по нашим пенсионным деньгам обеспечивают нашими же налогами, которые удерживают из заработной платы. Мало того, что это малодоходно, это еще и пользы никакой не приносит стране.
Если говорить о квазигосударственном секторе, я бы ему вообще ни копейки не дал! Потому что за все годы существования он показал себя исключительно неэффективным, неумелым сектором, который только умеет разбазаривать деньги. Если говорить о поддержке банков, то я противник и этой инвестиции. Я считаю, что нашими деньгами поддерживать банки категорически нельзя. И потом, мы поддерживаем банки по 14-15 процентов, а потом мы же, если захотим, будем брать коммерческий кредит под 25 процентов. Разве это не кажется абсурдным?
В этом смысле сегодня тот портфель, который сформировался у Единого национального пенсионного фонда, является неэффективным. Он не работает на экономику страны и никакой пользы не приносит ни народу, ни инфраструктуре, ни промышленности», - сказал Алибаев.
Полемизировать на тему пенсионных активов можно бесконечно. Однако мнения экспертов сходятся в одном – деньги необходимо инвестировать правильно. Ведь от того, насколько мудро будет выбран актив, зависит качество нашей жизни в старости.