{metadescription}
Нужно ли прощать преступника?

Нужно ли прощать преступника?

Сотни комментариев возмущенных пользователей наводнили социальные сети. Казахстанцы бурно обсуждают случай в Павлодарской области, когда насильник получил прощение со стороны своей гражданской супруги, чью родную дочь он истязал на протяжении нескольких месяцев.

Мужчина насиловал девочку с ноября 2015 по январь 2016 года у себя в квартире, пока ее мать была на работе. Дело рассматривал Специализированный межрайонный суд Павлодарской области. Несмотря на заявление матери о прощении насильника своей дочери, судья приговорил 42-летнего мужчину к 11 годам колонии строгого режима.

Как пояснил известный юрист Жангельды Сулейманов, примирения в этом случае быть и не могло, несмотря на прощение со стороны матери пострадавшей девочки. Дело в том, что обновленный Уголовный Кодекс РК в соответствии со статьей 68 запрещает примиряться в случае преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

«Институт примирения существует давно – и в гражданском судопроизводстве, и в уголовном. Он широко примеряется, но недавно его исключили из некоторых статей. Например, раньше примерялись по половым преступлениям в отношении малолетних, также было примирение по ДТП, в результате которых погибали люди. Но законодатель ужесточил в этой части способы прекращения дела, и теперь в случае ДТП со смертельным исходом и при половых преступлениях – изнасиловании, развратных действиях – в отношении ребенка примиряться закон у нас не разрешает», - пояснил юрист.

Однако в отношении совершеннолетних эта норма сохраняется, добавил эксперт. Причем это позволяет закрывать без уголовного наказания даже резонансные дела. Так произошло, например, весной 2015 года в Павлодаре: 18-летнюю студентку Лидию Темиркиеву похитили, чтобы выдать замуж за московского бизнесмена. Полицейские начали расследование сразу по двум статьям: «Похищение человека группой лиц по предварительному сговору» и «Изнасилование». «Жениху» тогда грозило до 15 лет тюрьмы, а его подельникам за похищение – до 12 лет заключения. Однако семья девушки согласилась на примирение сторон.

После таких фактов казахстанский юрист Юрий Юрин настаивает на необходимости исключить институт примирения сторон из Уголовного Кодекса РК. По его словам, на жертву в этом случае может оказываться давление, отчего она может согласиться простить насильника.

«Эта тенденция, на мой взгляд, весьма негативная. Я считаю, что по насильственным действиям, пусть даже это будут действия не сексуального характера, а нанесение телесных повреждений, примирение необходимо запретить, как запретили примирение по ДТП со смертельным исходом.

Такого института в уголовном праве в принципе быть не должно. Уголовное право – это публичное право, то есть любой гражданин, узнавший о совершении уголовного правонарушения, должен об этом заявить и добиваться наказания. В гражданском праве, в коммерческом праве – да на здоровье – передавайте друг другу кейсы с долларами и миритесь сколько вам влезет, но из уголовного права, я считаю, институт примирения должен быть убран», - сказал Юрин.

В качестве аргумента в пользу введения полного запрета на примирение по статье 120 УК РК «Изнасилование» Юрин заявил о возможности запугать жертву и тем самым «выдавить» из нее прощение.

«После нашумевшего изнасилования в Иссыке СМИ публиковали информацию, что имели место угрозы жизни членам семьи пострадавшей. Ведь потерпевшая – взрослая женщина, тут суд допускает примирение сторон. Здесь можно предложить материальное вознаграждение, как раньше было в том числе и при ДТП, когда виновники аварии брали на себя обязательства поддерживать, а потом, естественно, исчезали. В случаях с изнасилованием потерпевших могут просто запугать – ничего удивительного не будет», - сказал он.

Возможность примирения по статье «Изнасилование» пугает и известного адвоката Айман Умарову, защищающую в суде интересы жертвы группового изнасилования в СИЗО Натальи Слекишиной. Находясь за решеткой, женщина родила ребенка, и сейчас пытается привлечь к ответственности за надругательство четверых мужчин. Чем закончится дело, пока не известно. Однако до сих пор в качестве подозреваемого числится лишь надзиратель женской колонии 37-летний Руслан Хакимов, остальные, на кого указывала Наталья, проходят как свидетели.

К слову, ранее эксперты заявляли, что в этом случае следователь вполне мог начать расследование по статье «Пытки», которая примирения сторон не подразумевает. Но сделано этого не было. Не потому ли, что статья «Изнасилование» более удобна для ухода от наказания?

Напомним, примирение сторон ранее допускалось и в случаях ДТП со смертельным исходом. Тогда виновник аварии мог возместить семье погибшего материальный ущерб, получить от них прощение и избежать тем самым уголовной ответственности. Все изменил ряд случаев, когда виновником аварии стал сын высокопоставленного чиновника Максат Усенов. В декабре 2013 года он на BMW X6 сбил шестерых пешеходов и в итоге был всего лишь лишен водительских прав до 2018 года. Однако это не помешало ему в ноябре 2014 года на автомобиле Mercedes снова совершить ДТП. Позже положения Уголовного Кодекса были пересмотрены, и теперь при смертельном наезде на людей виновному уйти от ответственности не удастся.

Вчера

20 декабря

Новости партнеров

Сейчас в эфире