Степные конституции: экскурс в историю Казахстана
Известный историк рассказал о том, какие законы существовали на территории казахской степи задолго до обретения Казахстаном независимости.
Автор: Наталья Батракова
Сегодня вся страна отмечает праздник – День Конституции. Именно 30 августа 1995 году впервые в нашей республике был принят этот основной документ, гарантирующий казахстанцам их права и свободы.
О необходимости основного закона знали еще наши предки. Племена, племенные союзы и этносы Великой степи в эпоху раннего Средневековья также имели своего рода Конституции. Они значительно ослабляли распри между племенами и разногласия между тремя жузами. Во времена правления Тауке хана в ханстве действовал запрет на раздоры, и человек, нарушивший это правило, нес суровое наказание.
Вообще же к правовой ответственности кочевники привлекались с 13 лет. В перечень преступлений, согласно известному своду законов «Жеті жарғы», входили убийство, воровство, мятеж, причинение телесных повреждений, умыкание (кража) женщины, оскорбление Всевышнего, принятие христианской веры. Особая привилегия была у беременных – они из-за своего интересного положения могли избежать наказания за даже убийство.
Вступать в брак также разрешалось с 13-летнего возраста. Свод законов Тауке хана определял порядок проведения брачной церемонии и размер калыма, который рассчитывался исходя из материального положения молодоженов. Примечательно, что в случае смерти жены вдовец мог жениться на ее сестре. Подробнее об особенностях степных конституций корреспонденту КТК рассказал доктор исторических наук, профессор, академик Международной академии информатизации и Российской академии естественных наук, Генеральный директор Международного института интеграции социогуманитарных исследований «Интеллект Орда» Саттар Мажитов.
– Саттар Фазылович, расскажите, какие законы, существовавшие у Казахского ханства, можно приравнять к нашей Конституции?
– В истории степного права ханского периода известно три законодательных памятника: «Касым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма», «Светлый путь Касым хана»), «Есім ханның ескі жолы» или «Есім салған ескі жол» («Древняя дорога хана Есима», «Проторенный путь хана Есима», «Древняя дорога, проложенная Есимом») и «Тәуке ханның «Жеті Жаргысы» («Семь уложений Тауке-хана»). Именно их имеют в виду авторы, когда пишут о степных конституциях. Как известно, генезис конституций в том виде, котором их мы себе сегодня представляем, относится к европейской истории XVIII века. Ни один из вышеназванных сводов законов не дошел до наших дней в первозданном виде. Есть отдельные фрагменты и копии, которые приводятся в трудах отдельных исследователей.
К примеру, в «Жеті жарғы» Тауке хана вошли постановления, вызванные потребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества XVII века. Основное место в «Жеті жарғы» отводилось уголовно-правовым нормам, предусматривалась ответственность за преступления против личности, против имущественных отношений, против нравственности и семьи. Характерно, что в кодексе законов нет понятия преступления против государства.
Текст «Жеті жарғы» многообразен и охватывает разные стороны жизни казахского общества. Верховная власть по «Жеті жарғы» была сосредоточена в руках хана. Но верховному правителю, приходилось делить власть над ханством с султанами и биями, управление государством осуществлялось посредством совместной деятельности составлявших господствующую группу знати.
Хан, султаны и бии ежегодно собирались осенью в одно место, «в середине степи, для рассуждения о делах народных». Они должны были являться на «собрания народные» с оружием. Явившийся на курултай без оружия не имел права голоса и младшие в нарушение всех обычаев могли не уступать ему места. В «Жеті жарғы» узаконивалось регулярное налогообложение боеспособной части населения казахских улусов в пользу ханов и биев.
Самым распространенным видом наказания был кун – имущественное возмещение. Размер куна зависел от социальной принадлежности преступника: знатный – незнатный, чингизид – простолюдин. Система материальной компенсации в «Жеті жарғы» предусматривала поступление дохода от возмещения ущерба в пользу пострадавшего, а не в пользу государства. Судебный процесс носил публичный характер.
Основная направленность данной степной конституции состояла в соблюдении привилегий казахской верхушки, защите собственности и господствовавших в патриархальной семье порядков, поддержка мусульманской религии. В составлении «Жеті жарғы» участвовали представители всех трех казахских жузов и его правовые нормы действовали в пределах всего Казахского ханства.
– А такой письменный памятник древности как поэма Юсуфа Баласагуна «Благодатное знание» можно отнести к «Степным законам»?
– До последнего времени в научном мире труд великого ученого средневековья Юсуфа Баласагуна «Благодатное знание» («Кутадгу билик», «Құтты білік»), написанный в 69-70 годах XI века, рассматривался больше как литературное произведение. Между тем, главной идеей этого фолианта является проблема государственного устройства, правления и разработки справедливых законов и уложений, по которым правил бы соблюдающий их правитель и народ жил бы счастливо. При этом древний мудрец указывал на необходимость основного закона, включающего «Торе» и «Кут» как идеалов единства, почитаемых с древности. В дастане Юсуфа Баласагуна сказано, что закон этот должен не просто соблюдаться во имя единения, но быть понятным и доступным каждому – от хана до простолюдина.
– Высшая власть в Казахском ханстве, как известно, была сосредоточена в руках хана. Расскажите, в чем это выражалось?
– Согласно обычаю, преимущественное право на ханское достоинство имел старший в роде, но строго фиксированных законов и правил о порядке престолонаследия не было, и после смерти хана в степи наступали смутные времена.
При возведении на трон нового государя традиционно соблюдался древний обычай, истоки которого ведут в древнетюркскую и монгольскую эпохи – обряд вознесения на белой кошме. Хан был верховным главнокомандующим войск, верховным судьей, обладал верховным правом ведения переговоров с иностранными государствами, на объявление войны и заключение мира, на издание законов и распоряжение всей территорией ханства.
– В правовой истории Казахстана важное место занимает суд биев. Какие особенности этой судебной системы Вы может назвать?
– Влияние биев как предводителей родов и племен определялось многочисленностью и силой, а также древностью происхождения и старшинством возглавляемых ими родов. Они выступали и в роли «касты» профессиональных хранителей законов и толкователей права. Советская историография тщательно настаивала на их негативной оценке. Во многом такая позиция происходила из того, что бии являлись представителями кочевой и традиционной знати. К тому же, в отличие от уголовных, исковые дела разбирались биями в аулах и волостях на основании местных обычаев.
Суды биев подразделялись на родовые, подродовые, аульные, их связь с официальными органами власти со временем привела к фактическому огосударствлению значительной части этих судов. Все большее отражение находили в их решениях интересы царской администрации, властвующего режима и постепенно, многие из биев превратились в разновидность местных государственных чиновников: одни приближались к положению судебных чиновников и назывались «новыми биями»; другие, придерживавшиеся традиционных правил, именовались «старыми биями» и имели больший авторитет при решении дел.
Фундаментальные исследования последних лет, проведенные под руководством всемирно известного казахстанского правоведа, академика Салыка Зиманова, доказывают обратно пропорциональную картину. Как сказано в одной из его работ по управлению страной в казахском обществе, в казахской обычной правовой системе отработан целый пласт принципов и норм, определяющих суть и статус судьи-бия, которые прочно вошли в правосознание народа и составили во многом содержание его традиционного менталитета. Концепция о том, что казахский суд биев – уникальная судебная система, заставляет по-новому взглянуть на их роль и место в истории казахского народа и в целом правовой истории Казахстана.
– Спасибо за интересную беседу!
Современная Конституция независимого Казахстана, конечно же, уже не содержит средневековых норм и правил. Она прошла долгий эволюционный путь и сейчас этот свод законов является гарантом соблюдения прав и свобод казахстанцев. Поздравляем всех граждан РК с этим праздником!