Школа на дому: плюсы и минусы альтернативного образования
Отучиться онлайн и получить диплом по почте в Казахстане можно без проблем. Но в школах до сих пор «правит бал» традиционный подход к обучению. Между тем от учителей с указкой, зубрежки, тестов и оценок уже давно отказались в некоторых альтернативных школах за рубежом. И в этом есть свои плюсы.
Автор: Наталья Батракова
В США, Канаде, Японии, Чехии и Австрии давно практикуется надомное образование или обучение в форме экстерната. На постсоветском пространстве такая система тоже есть: Украина, Беларусь, Узбекистан, Россия и Молдова.
В Казахстане альтернативное образование или хоумскулинг практически не развито, а закон его ни запрещает, ни разрешает. Учиться дома имеют право только дети с ДЦП, онкологическими и другими крайне серьезными заболеваниями. Для остальных посещение уроков – прямая обязанность. Корреспондент КТК обратился к компетентным специалистам и узнал, отстаем мы в этом плане от других стран или же оберегаем своих детей от чего-то негативного? Приводим аргументы противников и защитников альтернативы. У тех, кто готовится сделать решающий выбор, будет пища для ума.
Экс-вице-министр образования и науки РК и бывший мажилисмен Мурат Абенов настаивает на том, что ребенок должен посещать школу! Иначе, считает наш собеседник, ему не приобрести нужных навыков в общении и применении полученных знаний.
«Процесс обучения не является только процессом получения определенной информации. Это процесс получения навыков, выработки компетенции. Сегодня каждый через интернет имеет прямой доступ к огромному количеству контента: те же учебники, те же уроки можно скачать и просмотреть. Но сегодня задача стоит гораздо шире: не просто «знать, понимать и применять», а «знать, понимать, применять, анализировать то, что ты сделал, синтезировать новые знания и уметь их оценивать». Получается, что в процессе образования появилось несколько дополнительных этапов, которые невозможно проделать самому», - сказал Абенов.
Бывший народный избранник уверен, что образование на дому искусственно ограничивает ребенка в момент его формирования как личности, отчего возникает опасность, что такие дети не будут социализированы, и их интересы не будут совпадать с интересами общества.
«Надомное образование не уместно ни сейчас, ни потом. Есть экспериментаторы, которые могут на каких-то примерах пытаться доказать, что это эффективно, но в массовом порядке проблемы будут и в первую очередь для самих детей. Например, невозможно дома иметь столько экспертов – по физике, по химии, по иностранному языку и так далее. Даже самые талантливые родители не могут быть талантливы во всем. Если у родителей есть какие-то «хотелки» – пожалуйста, они могут прививать какие-то качества ребенку на дополнительных занятиях. Если речь идет о том, что их не устраивает программа обычной школы – путь отведут ребенка в платную», - предложил решение Абенов.
Традиционный подход приветствует и психолог Оксана Гулак. По ее словам, обучение на дому даже если и даст больше знаний, негативно повлияет на умение общаться с живыми людьми.
«С моей точки зрения, домашнее образование ограничивает отношения, связи и коммуникацию детей. Очень важно не закрывать их дома, иначе они почувствуют риск или опасность общения с детьми, и тогда домашнее образование будет действовать против них. Чем хуже ребенок идет на контакт, чем больше у него физических или психических особенностей, тем больше ему необходимо быть среди детей, и тем больше нам, взрослым, необходимо поддерживать его в том, чтобы он как можно больше был среди детей, не был изолирован.
Не стоит забывать, что школа это не только знания, но и общение. Это очень важно, когда мальчики и девочки вместе учатся, вместе ходят на переменках. Они исследуют мужские и женские роли, что помогает им формировать мужскую или женскую идентичность. Это помогает вступать в отношения, применять на себе разные роли. И в этом плане обучение в школе, там, где много детей, открывает больше путей и возможностей для ребенка. А если ребенок занимается только на дому, ему будет сложнее испробовать все эти роли и установить контакты и связи со сверстниками», - рассказала Оксана Гулак.
Но она назвала и позитивный момент, это возможность повышения уровня знаний за счет индивидуальных занятий.
«Плюсы я вижу интеллектуального, когнитивного характера, когда все внимание взрослого нацелено на ребенка. В этом случае, возможно, он получает больше с точки зрения интеллектуального развития, но при этом я, как психолог, знаю, что если мы будем делать акцент на одном в ущерб другому – в ущерб эмоциональному развитию – тогда мы ничего хорошего не получим.
Также важно то, что в школе ребенок – не единственный, рядом есть другие. Это воспитывает в нем способность справляться с соперничеством и выдерживать конкуренцию, потому что когда ребенок только один дома занимается, может возникнуть ощущение «короля в своем царстве», а нам нужно помочь ребенку не потерять себя среди других детей», - отметила врач.
В Казахстане уже, по крайней мере, в Алматы, есть примеры надомного обучения. Мы обратились к родителям детей с просьбой рассказать, как у них проходят домашние уроки, высказать свое отношение к этому. Диалог не получился, но детали такого образования мы все-таки выяснили, правда, на украинском опыте. Информацией поделилась Анна Ионова, преподававшая в одной из киевских альтернативных школ. Именно эти учебные заведения допускают как посещение, так и пребывание на дому. В них, по ее словам, дети разного возраста обучаются в группах по 8-12 человек. С утра они проходят основные предметы, которые учитываются при аттестации по государственной программе. После обеда идут кросспредметные занятия: детям показывают, как математика связана с географией, история с биологией и так далее. К слову, год обучения в такой школе в пересчете на тенге стоит более 600 тысяч.
«У нас есть костяк – основная программа, но формат подачи другой. Учителя стараются делать занятия гораздо практичнее: например, на уроках украинского языка дети в меньшей степени занимаются по учебникам, больше пишут свободные тексты, а потом уже на их основе разбирают грамматику, фонетику и так далее. Учащимся гораздо интереснее работать со своим материалом.
В одной школе обычно до 30-40 человек, что позволяет учитывать пожелания детей и родителей. Одно из ключевых отличий от обычных школ в том, что в нашей школе нет текущих оценок. Дети получают оценку только во время аттестации, когда они сдают экзамены. А в текущей учебной деятельности они просто обсуждают с педагогом, что у них хорошо получилось, что плохо. Их не сравнивают друг с другом, а сравнивают их результат с их же результатами неделю назад. Ребенок видит, какой у него прогресс, и у него не возникает чувства неполноценности от того, что он справился хуже, чем другие», - подчеркнула Ионова.
Упор делается не на получение знаний, а на гармоничное развитие ребенка, утверждает педагог.
«Мы не хотим, чтобы он знал много, но был запуганным или вруном, конфликтным или зажатым человеком, неспособным раскрыть свои способности. Мы не ставим приоритеты так, что математика важнее рисования», - отметила она.
В таких школах учебный процесс предполагает аттестацию раз в семестр, либо раз в год. А открывают их, как правило, инициативные родители – закон позволяет. Анна Ионова назвала главные, по ее разумению, преимущества домашних школ.
«Благодаря тому, что подход индивидуальный, там, конечно, и высокий уровень знаний. Это не как в обычной школе, где всему классу объяснили, а там уже кто понял, кто не понял – неважно. Здесь они дальше не продвинутся, пока ребенок не поймет все.
У тех, кто учится дома, развивается самодисциплина. Они знают, что надо пройти определенный объем, они делают это не потому, что учитель двойку поставит. У них развиваются волевые качества, они самоорганизованы, поэтому с дальнейшей учебой в университете у них, насколько мне известно, нет особых сложностей», - подчеркнула Ионова.
Мы попросили прокомментировать вопрос Почетного работника образования. Учитель высшей категории Алла Ярмухамедова уверена, в обучении важен контакт «педагог - ребенок». Другие формы обучения – дистанционная, экстернат – уступают традиционной, сказала она.
«Должен существовать контакт «учитель – ученик». При дистанционном образовании он есть, но минимален: ученик через «Скайп» может передавать задания, беседовать с преподавателем. Но в классе учитель видит глаза ребенка, может учитывать какие-то особенности ученика, его состояние на данный момент. На мой взгляд, взаимосвязь «учитель – ученик» должна непременно присутствовать в обучении», - резюмировала Алла Булатовна.
Отечественное среднее образование всегда вызывало массу нареканий. Отчасти, это и стало причиной того, что некоторые алматинцы решились на хоумскулинг. Но их немного. Механизмы еще как следует не отлажены, но не исключено, что нашему МОНу в будущем все-таки придется заняться ими. По большому счету, останется «домашнее образование» экзотикой или станет нормальной практикой, зависит от спроса на него. А вы бы решились обучать своего ребенка на дому?