Честного акима сожгли за его работу. «Чума в ауле Каратас»
Сюрреалистическая притча Адильхана Ержанова «Чума в ауле Каратас», как ее уже окрестили критики, вошла в программу нынешней «Евразии».
Автор: Наталья Батракова
Гротескный фильм-притча казахстанского режиссера Адильхана Ержанова «Чума в ауле Каратас» погружает зрителя в особый мир, наводненный персонажами из разных эпох. Мы видим, как молодой и амбициозный аким-реформатор прибывает на службу в отдаленный аул. Здесь он сталкивается с большой бедой: свирепствует страшная болезнь – что-то вроде средневековой чумы.
Эпидемию скрывают от широкой общественности. Прежний аким и сельский врач потратили колоссальные средства из бюджета на вакцинацию, в то время как сельчане все так же мрут и сходят с ума. А лекари в масках с птичьим клювом только и успевают убирать трупы. Жители тоже ходят в различных устрашающих масках и совершают ритуальные танцы. Все вокруг находится в полном запустении. Кругом все отваливается и падает, а пол в больничной палате залит водой.
Происходящее шокирует главного героя! Стремясь изменить ситуацию, он идет наперекор своим бастыкам и наотрез отказывается исполнять их приказы, не поменяв своей позиции. Мужчину даже пригвоздили к столу, чтобы он подписал «нужные» бумаги…
Фильм не такой динамичный, как кассовые блокбастеры, и массовый зритель, скорее всего, этой работой не заинтересуется. К тому же практически все действие происходит во тьме, лица и дела людей освещают лишь костры, факелы и свечки. Дневной свет появляется только в самом конце 80-минутного фильма. Вместо спецэффектов – блуждающие тени. Вместо саундтреков – барабанная дробь, плачь и звуки падающих капель воды.
Тем не менее, каждый кадр здесь полон метафор и символов. Сидеть и «дешифровывать» их можно часами. Так, чума, по всей видимости, символизирует разлагающую нашу страну коррупцию. Тьма в фильме – метафора на состояние казахстанского общества. Кроме символов, в киноленте есть отсылки к реальности, крупным и значимым событиям в нашей стране.
«Чума в ауле Каратас» в феврале этого года попала в конкурс кинофестиваля в Роттердаме и получила приз NETPAC как «Лучший азиатский фильм». До этого британский журнал The Calvert Journal включил кинокартину в ТОП-5 самых ожидаемых фильмов в 2016 году. Оператором киноленты выступил Едиге Несипбеков, продюсером – Серик Абишев. Главные роли сыграли Арслан Акубаев и Мурат Махан. Увидеть картину вскоре смогут жители и гости Алматы в рамках XII Международного кинофестиваля «Евразия», который пройдет с 24 по 30 сентября.
Фильм о «чуме» многих может напугать. Он мрачный, надо признать. Трагичности добавляет гибель главного героя. Кому-то оно покажется правдивым, кому-то неоправданно беспросветным. Кто-то решит, что на своем оригинальном «киноязыке» Ержанов поставил диагноз нашему обществу, а мы вместо того, чтобы принимать вакцину, якобы танцуем и устраиваем безумные «пиры».
Остается добавить, что такого кино в Казахстане еще не делали. И равнодушным оно не оставит никого. Это точно.