{metadescription}
Дело Матаева: рейдерство или ошибка системы?

Дело Матаева: рейдерство или ошибка системы?

Дело Сейтказы Матаева близится к завершению. Ожидается, что суд вынесет приговор уже через четыре дня – 3 октября. Прокурор настаивает на 6 годах и 8 месяцах заключения для главы Союза журналистов. Произнося свое последнее слово, Матаев сделал сенсационное заявление!

Матаев, который, кстати, в начале 90-х годов прошлого столетия был пресс-секретарем Главы государства, сообщил суду, кто мог быть заинтересован в том, чтобы он попал в тюрьму. Во время длинной речи подсудимого звучат фамилии далеко не последних людей в Казахстане: глава Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматуллин, председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров, руководитель Нацбюро по противодействию коррупции Талгат Татубаев (ранее заместитель предыдущего главы бюро), бизнесмен Клебанов и др. Этот шаг мы попросили прокомментировать его адвоката и президента фонда защиты свободы слова «Адил соз».

Краткая предыстория:

Матаева Сейтказы Бейсенказиевича в начале года обвинили в хищении более 310 млн тенге с 2011 по 2015 годы. Деньги он якобы присвоил при выполнении информационного госзаказа – иск подан. Речь идет о публикации материалов в информагентстве КазТАГ, которое возглавляет его сын Асет Матаев. Он тоже проходит обвиняемым по этому делу. Кроме того, в деле значится уклонение от уплаты налогов на сумму 216 млн тенге. На все имущество фигурантов дела наложен арест.

Матаев-старший обвиняется по ст. 190 ч. 4 УК РК «Мошенничество», ст. 245 ч. 3 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций», ст. 177 ч. 4 (в редакции от 1997 года) УК РК «Мошенничество», прокурор запросил для него 6 лет и 8 месяцев лишения свободы. Асету Матаеву вменили по ст. 190 ч. 4 «Мошенничество», гособвинение просит для него 6 лет лишения свободы. В отношении обоих прокуроры также просят назначить конфискацию имущества. Оба подсудимых полностью отвергли все обвинения в их адрес. Уголовное дело рассматривается в Есильском суде №2 города Астаны, процесс стартовал 23 августа.

Громкое заявление Сейтказы Матаева с озвучиванием имен известных в Казахстане людей для многих стало настоящим шоком! Ясно, что пока это просто слова и к чему они могут привести, будет видно позже. Последнее слово Матаева прокомментировала руководитель фонда «Адил соз» Тамара Калеева.

«С потолка такими обвинениями не бросаются. И поскольку Матаев никак не безумец, по-моему, никогда не был способен на шальные и необдуманные поступки. Я думаю, что он полностью отдает себе отчет в возможных последствиях. И он уже решил действительно пойти до конца», - сказала Калеева.

Если верить выступлению Сейтказы Бейсенказиевича, дело могло понадобиться определенному кругу лиц лишь для того, чтобы завладеть информационным агентством КазТАГ. Тамара Калеева поделилась мнением, почему именно это СМИ может стать яблоком раздора.

«КазТАГ – это у нас единственное частное международное агентство. И оно действительно очень популярно, у него большие перспективы. Смотрите, что Матаев делал: создал КазТАГ, КирТАГ, иранское агентство, в Китае очень серьезное партнерство. Были и другие перспективные планы», - объяснила Тамара Мисхадовна.

Существует мнение, что в числе причин возникновения уголовного дела могли быть «пробелы» в самой системе госзакупок. Эта сфера вообще всегда вызывала множество нареканий. И теперь мы наблюдаем явные последствия каких-то недоработок чиновников – за все отвечает журналист. Сами госслужащие на суде даже не могут дать четких ответов.

«Те чиновники, которые подписывали договора и принимали работы, не смогли ответить на элементарные вопросы – из чего состоит сумма договора и чем измеряется объем работ. Они сами были в тендерных комиссиях.

Сумма по Казахтелекому – это прибыль Национального пресс-клуба, минус расходы по исполнению договоров. По налогам они, во-первых, данные виды налогов не должно платить юридическое лицо. КПН (Корпоративный подоходный налог – Ред.) с юридических лиц, не резидентов и ИПН – не облагаемый у источника выплаты. Во-вторых, КПН посчитали тоже неправильно. Без расходной части пресс-клуба. И вообще еще не вышло пять лет с того момента, когда можно привлекать к уголовной ответственности. По Комитету также: все объемы выполнены, все договора подписаны», - сказала адвокат Матаевых Мадина Бакиева.

Ее подзащитные, пояснила она, не согласны с теми суммами, которые указаны в обвинительном заключении. В части неуплаты налогов есть просчет – именно так сказал на суде Матаев-старший: по его словам, задолженность образовалась по причине смерти его помощника, который занимался финансовыми вопросами. Сам Сейтказы Матаев говорит, что не знал всего списка отчетностей, которые необходимо было предоставлять в Комитет государственных доходов.

После сенсационного заявления Матаева напрашивает мысль о факте рейдерства. Но утверждать этого сейчас нельзя. Свое решение суд пока не объявил.

«То же самое случалось с очень многими СМИ. Мы видим, что это повторяется. И если ничего принципиально не изменится, никто не гарантирует, что это не повторится в другое время. Конечно, шум поднялся большой! Инвестиционную привлекательность Казахстана это снизит. Я не знаю, как отреагируют на обличие Сейтказы те, кого он назвал – либо обвинят его в клевете, либо сделают вид, что ничего не слышали. А суд не может это игнорировать, но может объявить это недоказанным, неподтвержденным», - добавила Тамара Калеева.

Мы, кстати, поинтересовались у адвоката возможностью возвращения денег, чтобы не допустить лишения свободы по этому факту. Это не возможно, заверила Мадина Бакиева, т.к. автоматически означало бы признание вины. Одному человеку, помнится, такой шаг уже помог сохранить свободу. Правда, там была другая история – дело Мурата Оспанова. В случае с Матаевыми, конечно, остается лишь бороться. Можно считать, что рассмотрение в суде первой инстанции уже завершилось. Что будет дальше, станет известно в понедельник.

 

 

Вчера

18 января

17 января

Новости партнеров

Сейчас в эфире