«Парковочная» эпидемия захватит всю страну – эксперт
Актюбинцы, шымкентцы, павлодарцы, костанайцы, карагандинцы и все-все-все, вы думаете, у вас все спокойно. Но это лишь временно. Алматинская история, возможно, повторится у вас, и случиться это может в любое время. Итак, платная парковка – плюсы и минусы.
Автор: Азамат Галеев
Мытарства алматинских автомобилистов начались еще в июне этого года, когда характерную дорожную разметку нанесли на ул. Зенкова и появились аппараты для приема денег. Население южной столицы было против, а те, кто одобрял идею, говорил, что оплату надо пересмотреть. Один час обходится водителям в 100 тенге. Возможность более низкого тарифа власти даже не рассматривали толком. В сентябре акимат продолжил победоносное шествие и поработал над Площадью Республики (в простонародье – Новая площадь), которая тут же опустела – логично. Кто в здравом уме просто так будет выкидывать ежемесячно порядка 20 тысяч тенге?
Результат таков – и без того тесные дворы домов теперь забиты под завязку, кое-кто решил пользоваться подземным паркингом торговых центров (выгода очевидна). Но недавно прошел слух, что там собираются повышать стоимость стоянки. В общем, и акимат нашел новый источник доходов и другие не гнушаются этим воспользоваться. И главное, время какое «удобное» выбрали – кризис на дворе. Более того, идею продавили, несмотря на явное отсутствие альтернативы. Правда, справедливости ради надо добавить, что водителям предложили скидку. При покупке месячного абонемента (6 тысяч тенге) разница получается ощутимая – более чем в два раза. Но возникает вопрос, зачем так сильно «скостили», если решили зарабатывать... Какая-то мутная круговерть получается. И вот это все, скорее всего, когда-нибудь придет и в регионы.
Нельзя говорить, что платность парковок – это абсолютное зло. В цивилизованных странах люди знают, за что платят. Ведь деньги на содержание дорог откуда-то поступать должны и вполне справедливо, если за это заплатят те, кто ими пользуется. Вот и известный защитник прав автомобилистов, руководитель проекта «ОСА» Руслан Лазута тоже уверен, что платить надо.
«Платные парковки необходимы, особенно в исторических центрах, такие правила приняты в большинстве стран. Но чтобы везде были только платные парковки, я категорически против! Необходимо при строительстве инфраструктуры предусматривать большие гостевые парковки, причем с учетом того, что количество транспортных средств будет увеличиваться», – сказал Руслан Лазута.
2 в 1: сколько надо платить и что грозит за уклонение.
Однако, как показывает практика, даже когда строят с нуля, не все получается хорошо. В итоге это выливается в «новые-старые» проблемы.
«К примеру, при строительстве Астаны. Что, проектировщики дорог не знали, что количество автомобилей резко увеличиться? Вот теперь Астана и стоит в пробках. Руки оторвать таким проектировщикам!
Что касается Алматы, то понятно, что в самом городе физически невозможно расширение дорог, а соответственно и увеличение парковок, вот тут и надо применять оплату... Это будет справедливо, но опять же есть свои нюансы, к примеру, для водителей, кто поживает в исторических центрах, взимание платы не должно быть», - добавил глава объединения «ОСА».
Если платные парковки действительно такие полезные и необходимые, как это обычно представляют власти, почему их нет в других городах и регионах? Еще не вечер, дал понять глава Независимого автосоюза Эдуард Эдоков.
«Думаю, регионам тоже надо потихоньку готовиться – морально и материально. Парковочная «эпидемия» будет расползаться по стране – от этого никуда не денешься! Где-то раньше, где-то позже, но к платности парковок (по крайней мере, в центрах городов) придется привыкать – либо платные парковки и порядок, либо бесплатный хаос... Вот, только не хотелось бы, чтобы в регионах перенималась алматинская схема, когда «доходы приватизируются, а расходы национализируются». Все доходы от платных парковок должны идти на улучшение транспортной инфраструктуры города! На развитие общественного транспорта, на создание пешеходных/велосипедных дорожек, на детские площадки и т.д., а не на очередное обогащение очередного присосавшегося к выгодной кормушке олигарха!», - резонно подметил Эдоков.
Все идет из-за границы: Казахстан настойчиво внедряет то, что до него придумали другие. Старый свет уже давно практикует взимание платы. Но как это действует там, большинство наших водителей не знает. Эдуард Эдоков поделился информацией – сам одно время жил в Европе, если точнее, в Испании.
«Европа платит. Плачет, колется, но продолжает платить, в среднем 1-1,2 евро в час. При средней зарплате в 1200-1300 евро – это примерно 0,1% от заработной платы. Когда я там работал, то ставил машину на бесплатную парковку. Там есть такие. Либо вдоль дороги, где можно стоять бесплатно (но в центре города таких вариантов практически нет), либо искал какие-то варианты у домов, заезжая на придомовые парковки, если там было свободно, либо находил какие-то неасфальтированные пятна где-то подальше от места работы. А в центре города без вариантов, платить и все! На улице – подороже, в подземных паркингах – подешевле.
Но офис у меня был не в центре города, поэтому я заезжал в даун-таун не часто. И платил. По первости как-то оставил машину без парковочного талона в надежде на «прокатит», однако не прокатило – 5 или 6 евро штрафа пришлось заплатить. Причем, это тут же, в паркомате штрафную квитанцию выписал парковщик и помог оплатить, а если делать это позже, то штраф уже под 10 евро, кажется», - сообщил Эдоков.
Новая площадь: раньше тут невозможно было протиснуться.
Кстати, в Алматы появилась еще одна идея – сделать платной парковку и у Северных ворот аэропорта. Неожиданная инициатива исходит от известного блогера Дениса Кривошеева. Он пояснил, для чего это нужно.
«Несколько раз в месяц я вылетаю из Алматы, на два-три дня. В порт добираюсь на машине. Так удобнее и дешевле, благо с северной стороны есть бесплатная парковка. Это одно из самых правильных решений. Но то, в каком состоянии она находится, вызывает множество нареканий. Свет отсутствует, асфальт разбит, камер наблюдения нет, нет разметки, машины стоят как попало. Я прекрасно понимаю, что на то она и бесплатная, чтобы не ждать комфорта, но она не должна быть бесхозной. Порядок прежде всего. Да, он стоит денег: свет, камеры, новый асфальт и конечно безопасность. Думаю, что большинство автолюбителей добирающихся до воздушной гавани личным транспортом поддержат мое предложение. Во всем мире парковки возле портов делятся на зоны, чем дальше, тем дешевле. Думаю, что северная парковка может поставить тариф в 100 тенге в сутки – справедливая цена, если будет обеспечена безопасность и порядок. Плюс, это добавит безопасности: мало кто может поставить там свое авто, а ведь в умелых руках, даже бутылка оружие», - поделился Кривошеев.
Такие расценки ранее уже предлагались, но в масштабах всего города. Кстати, хорошо звучало бы – парковка за 100 тенге в день. Но… алматинцы розовых очков не носят. Избавиться от них когда-то придется и автовладельцам в областях, если такие есть. Удачи им, зеленого света и добросовестных акимов!
Вводим госномер автомобиля, вносим денежки - вуаля!
Все требования теряют силу за пределами этих временных рамок.
Строгий страж – блюститель интересов города.
Все больше и больше нашу жизнь контролируют машины, а не люди.
Зато гостям КТК и других расположившихся в здании СМИ хорошо. Всегда есть место для парковки.