{metadescription}
Батыр дома. Когда ждать хана?

Батыр дома. Когда ждать хана?

Зачем России понадобилось отдавать Казахстану череп Кейки-батыра? Чья это заслуга? И стоит ли ожидать возвращения головы последнего казахского хана – Кенесары? Во всем этом помог разобраться политолог Айдос Сарым.

Спецрейс из Москвы с черепом Нурмаганбета Кокембайулы (Кейки-батыр) прибыл в Астану в 5 часов утра 6 октября. Собственно говоря, это был не только череп – почти век останки героя хранились в Музее (Кунсткамера) антропологии и этнографии имени Петра Великого (г. Санкт-Петербург). Все они теперь доставлены на родину. Напомним, об этом главы Правительств двух государств – Карим Масимов и Дмитрий Медведев – говорили во время встречи в Сочи в начале августа этого года.

Кейки-батыр – один из самых активных участников Национально-освободительного движения, вспыхнувшего в 1916 году. Был другом одного из лидеров восстания – Амангельды Иманова. Большевики убили батыра в 1923 году, после чего останки были переданы в Россию.

Что особенного в сегодняшнем этапе развития казахстанско-российских отношений, если такую важную реликвию как останки Кейки-батыра было решено отдать именно сейчас? У Айдоса Сарыма есть свое видение этой ситуации.

«Когда мы говорим об отношениях с Россией, надо понимать, что наша общая история имеет очень много проблем – исторических, культурных, иных, которые могут иметь экономические, политические и другие последствия. Задача вменяемых государств и стран в том, чтобы максимально эти вопросы разруливать, находить точки, которые не оставались бы проблемными для следующих поколений. Я уверен, что эти проблемы и понимание истории никуда не денутся. Если за советское время, казалось бы,  было засилье идеологии, репрессии и прочее, люди не забыли, то сегодня тем более не забудут. Просто надо понять, что Казахстан – уже другое общество, несоветское. У него есть свои ценности, идеалы, свои исторические герои, идеалы.

Мы соседи и никуда друг от друга не денемся. Строить хорошие отношения надо всегда. Одним из путей является как раз преодоление исторический коллизий. Голландия была точно такой же империей, как Россия. Можно спорить о частности, но Голландия – страна, которая реально шагнула в 21 век, которая забоится о своем имидже, которая не хочет, что интересы ее граждан и ее бизнес-интересы наталкивались на непонимание в мире. Это все заставляло ее на протяжении почти всего 20 века и вплоть до сегодняшних дней приносить извинения тем странам, где были ее колонии. В прошлом году был интересный пример. Есть такая страна – Гана. У нее был пример, как у нас с Кейки-батыром, был там племенной вождь, которого обезглавили, а череп забрали в Голландию. Его вернули, в страну вложили 30 или 40 миллионов долларов, глава МИДа принес официальные извинения. Хотя к этому по разному отнеслись в ганском обществе, тем не менее, это большой такой символический шаг», - рассказал Айдос Сарым.

Говоря конкретно о Кейки-батыре, политолог отметил, что казахстанскому обществу самому не мешало бы разобраться в своем представлении этого человека.

«Я почитал заголовки газет, информсайтов. В одном случае повставнец, в другом батыр, в третьем народный освободитель. Нет даже единого понимания – кто такой Кейки-батыр. Это большой вопрос к нашим историкам, к нашему обществу, властям. Пока мы сами не определимся, кто для нас Кейки-батыр, какой наша история в 20 веке была, как мы оцениваем те или иные события, мы сами будем мешать запуску больших общественных и политических процессов. Возвращение произошло потому, что это уже превратилось в какой-то лозунг, в какое-то требование современной казахской молодежи, современного казахского социума», - пояснил Сарым.

Еще задолго до того, как власти наших стран приняли окончательное решение о передаче костей, оно вызывало множество споров. Одни твердили, что это нужно, так как батыр должен покоиться на родине, другие уверяли, что в этом якобы нет острой необходимости и практической пользы не будет.

«Казалось бы, причем здесь голова, экономика и прочие вещи? Но здесь же важно что – когда в голове у общества хаос, оно не способно к каким-то целеполаганиям, другим вещам. А это будет мешать строить правильное общество, формулировать правильные ценности, формулировать вопросы общества в отношении власти и так далее», - добавил Айдос Сарым.

После такого знакового для нашей страны события автоматически напрашивается другой вопрос – как обстоят дела с черепом знаменитого Желтого клеща (Кене – клещ, сары - желтый)? В отношении головы последнего казахского хана у Сарыма не совсем позитивные прогнозы. Мы задали ему прямой вопрос: можно ли после случая с Кейки-батыром рассчитывать на возвращение ханской головы?

«Я был бы рад. Но у меня есть, честно скажем так, своя точка зрения, которая заключается в том, что, скорее всего, голова утеряна. И поскольку она не найдена, вокруг это существует такая обширная мифология.

Достаточно было на самом деле хороший фильм сделать, большую историческую, мемориальную работу провести. Это уже было бы немало. Для этого ни в Москву, никуда ехать не надо. Все это делается внутри страны», - резюмировал политолог.

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире