{metadescription}
Как убить хороший урожай? Карагандинцы знают…

Как убить хороший урожай? Карагандинцы знают…

Засуха и паразиты – это далеко не все, что может убить отличный урожай. Человек гораздо хуже всего этого. Яркий пример сейчас наблюдается в Карагандинской области, где все труды осакаровского фермера Аскара Ахмерова могут пойти прахом из-за несвоевременной уборки пшеницы. Причем, разговор идет о 600 гектарах земли!

Хлеборобы по многолетней привычке вышли на жатву, но путь комбайнам преградили какие-то молодые люди. Они требуют от главы крестьянского хозяйства «Жартас» половину урожая!

Как все начиналось

На данный момент известно, что 12 лет назад 54 пайщика объединились в ТОО. Позже многие их них разъехались или перестали заниматься сельским хозяйством. Чтобы поле не простаивало, Ахмеров на правах совместного пользования подписал договор на обработку земли, засеял ее пшеницей. Но стоило колосьям созреть, появились инициативные ребята, которые собрали доверенности с группы пайщиков, выкупили часть доли и оформили новое товарищество с ограниченной ответственностью. И теперь директор ТОО «Победа GMBH» Владимир Дерюжкин требует с Ахмерова ни больше, ни меньше, а 50% урожая – у каждого своя правда…

Власти Осакаровского района, где и развернулась битва за урожай, по словам фермера, о ситуации знают, однако особого участия в разрешении конфликта не принимают. Тем временем на кону стоит продовольственная безопасность региона – не будет собрана пшеница, не будет муки, а соответственно и хлеба.

Нужна помощь своих людей

Помочь Ахмерову может руководитель РОО «Союз фермеров Казахстана» Ауэзхан Даринов. Но при соблюдении определенных условий.

«Я об этом случае впервые увидел вчера по телевизору. К нам пока никто не обращался. Обратится – чем сможем, тем поможем. В первую очередь я должен подробно узнать, как это получилось, с чего началось, как они договаривались. Я сегодня у своего представителя узнаю, вступал ли Ахмеров в «Союз фермеров Казахстана» или нет. Если он член Союза, мы окажем помощь, если не член, скажем: «вступи». Когда фермер является членом Союза, он по уставу имеет право обращаться за любой помощью, и мы ее оказываем – юридическую, политическую, экономическую и так далее», – прокомментировал Даринов.

Что творится в Осакаровском районе, предъявление законных требований или элементарное рейдерство – главному фермеру Казахстана сложно понять.

«Абсолютно ничего не понятно. Я, не вникнув в нюансы дела, ничего не могу сказать. Если это рейдерский захват, то завтра органы должны быстро разобраться с ним. Сейчас в первую очередь Ахмерову надо в прокуратуру обратиться и официальный от нее требовать ответ, она должна дать оценку. Мы то же самое будем делать со своей стороны: писать в МВД и так далее, чтобы разобрались, обеспечивать общественный контроль», – заверил Ауэзхан Даринов.

Между тем, для уборки урожая зерновых времени осталось немного – Караганда это вам не Шымкент, зима уже торопится. «Осталось мизер, все ждут день-два. У нас бывали года, когда мы в декабре убирали, а сейчас еще октябрь. Я думаю, что до конца месяца погода будет, и урожай еще уберут», – сказал Даринов.

Полиция выяснит – who is who

Решать дело не в поле, а в суде фермеру советует известный юрист Сергей Уткин. По его словам,  ключевой вопрос в разделе урожая заключается в том, кому по закону принадлежит земля.

«Тут обычный гражданско-правовой спор по вопросу, чья земля? Одни, скорее всего, говорят, что: «это наша земля, и если ты на нашей земле что-то вырастил, будь добр плати за аренду». Полно же таких, у кого нет своей земли, и они ее у кого-то арендуют. И чаще всего в сельском хозяйстве принято не живыми деньгами платить за аренду, а частью урожая, потому что часто тот, кто арендует землю, не может платить живыми деньгами, а вот урожаем он с удовольствием рассчитается. Вот эта группа людей примерно такие же требования предъявляют.

А фермер, к примеру, говорит, что: «нет, это моя земля, я вам ничего не обязан платить». Этот спор должен рассматриваться в суде. Если группа ребят делает такие вещи, как запрещает фермеру вывозить зерно и что-то еще, это называется самоуправство. Уголовный кодекс за это предусматривает ответственность. Поэтому фермеру надо обратиться в правоохранительные органы из-за того, что ему таким образом препятствуют его предпринимательской деятельности.

Если у парней совсем нет никаких прав на землю, то это называется вымогательство. Если же есть права, но они вместо того, чтобы идти в суд, начинают такими действиями пытаться получить от фермера что-то, это будет классифицировано как самоуправство. По сути, или одна статья, или другая», – объяснил Уткин.

На данный момент известно, что заявления в полицию написали обе стороны. Заведено дело по статье 389 УК РК «Самоуправство», уточнил руководитель пресс-службы областного ДВД Бахытжан Кудияров. Сейчас сотрудники правоохранительных органов выясняют – кто прав, кто виноват. Комбайны в это же время бездействуют, зерно не убирается.

Странным на фоне всего этого выглядит позиция местных властей, которые не могут помочь урегулировать конфликт. Или это часть большой игры, передел хлебного бизнеса? Впору задуматься о продовольственной безопасности региона. 

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире