Шутки кончились. «Тараз» – это серьезно…
Интересный фильм за 400 000 долларов США. Первыми его увидели 800 алматинцев.
Автор: Азамат Галеев
«Слава Богу, нет! Никому я этого не желаю. Пусть это останется в кино», - так ответил Нуртас Адамбай на мой вопрос о его новом фильме «Тараз» – «происходило ли что-то подобное с ним или с кем-то из его близкого окружения».
Почему я так спросил? Да потому что практически везде прошла информация, что новая работа молодого казахстанского режиссера основана на реальных событиях. Адамбай рассказал, как все было на самом деле. Впрочем, даже это здесь не самое главное.
Сразу скажу, перед показом я, как и все остальные, пребывал в приподнятом духе, поддавшись, так сказать, общему настрою – все улыбались, селфились со звездами (благо, их тут хватало – пришел даже всеказахстанский «рекетир» Саят Исембаев), поздравляли киношников – все как обычно. Оставаться веселым, покидая кинозал, не получалось. Совсем никак. Состояние было каким-то подавленным, сумели-таки создатели «Тараза» передать, заставить прочувствовать всю трагичность и безысходность ситуации, в которую совершенно случайно, по глупости угодили герои фильма… Под впечатлением я оставался по дороге домой, да и, собственно говоря, весь вечер вчерашнего дня.
Хотите, всю историю вложу в парочку слов? Убили, сбежали, «попали», конец. В принципе, ни капельки не солгал. Можно было бы чуточку растянуть, приукрасить, добавить остроты – получилось бы довольно неплохо, но именно с «Таразом» так поступать не хочется.
Мне, как и многим другим, было интересно, как мастер уморительных народных комедий решился, и главное, сделал фильм совсем другого жанра? Уже много лет Нуртас Адамбай только и делал, что смешил народ, и это, надо признать, у него блестяще получалось. Неожиданно ему захотелось чего-то новенького и он пошел ва-банк. Вот что он сам говорит об этом. Ему, кстати, пришлось вспомнить свое «боевое» детство.
«История зарождения фильма достаточно простая. В какой-то момент я захотел снять фильм, который был бы посвящен моему родному городу. Стал думать – какое кино там снимешь? Комедия, наверное, не очень хорошо для этого города. Я просто жил там в 90-е годы, на пике криминогенной обстановки (…) по себе помню, как я собирался в школу: геометрия, алгебра, нож, биология, дневник, и так далее. Сейчас там спокойно, но город остался брутальным, жестким. Естественно, я стал думать о какой-то криминальной истории. Фильм не про город, фильм про людей. Многие ошибаются, предполагая, что мы показываем бандитизм, романтизируем образ бандитов. Нет! Надо посмотреть фильм, потом оценки давать
Я знаю, что многие пытаются сравнивать «Тараз» с «Рекетиром», но мы сняли совершенно другой фильм», - поделился режиссер. В «Таразе» он сыграл одного из беглецов – Айдара.
Адамбай опроверг и предположения о том, что сюжет фильма полностью списан с реальных событий. Но за деталями он обратился именно к личному прошлому.
«Отдельные сцены, может быть, взяты из жизни. Потому что кино – это в любом случае эмоции. С другой стороны, тут история троих друзей… У меня в Таразе было два друга, и где-то мы схожи с этими героями. Характер этих героев впитал в себя что-то из жизни конкретных людей», - признался кинематографист.
Я сразу же после предпоказа разоткровенничался в соцсетях, и намекнул френдам, что временами «Тараз» «бил» как раз по моей памяти. Некоторые вещи происходили, скорее всего, с каждым пацаном из тех самых, нескучных 90-х. С самого начала меня зацепила драка в ночном клубе, когда один из тройки главных героев сцепился с пьяным сынком местного криминального авторитета. Если бы не та словесная перепалка, не рыдала бы полуживая мать Асана, не остался бы сиротой маленький сын Сапара, а Айдар благополучно бы женился и делал карьеру… Честно сказать, у меня свежи в памяти наглые «морды» таких псевдохозяев этого мира, которые других за людей не считают. Бился, наказывал, наживал врагов и проблемы, получал за это – всякое было. Но надо ставить таких на место, надо! И желательно, чтобы при этом хватало и сил, и духа. Но бывают случаи, когда будет умнее отступить – вот тут и вступают в противоборство совесть джигита и холодный расчет. У кого-то берет верх первое, у других – второе. Айдар, Асан и Сапар сделали свой выбор. Чем такое иногда заканчивается, и показал всему Казахстану Нуртас Адамбай.
Интересен каждый новый фильм, а криминальная тема тем более – «вечнозеленая». Начало «Тараза» – это гробовое молчание. Огня режиссер добавлял понемногу, дозировал «вкусненькое» по своему усмотрению.
Весь зал вздрогнул, когда после очередной паузы грянул ружейный выстрел (сидевшая рядом со мной девушка даже в защитном рефлексе приподняла руки). Заряд пробил дверь и сбил с ног Айжан, которую друзья забрали с собой, когда в спешке убегали из Тараза. Лысый боец из банды того самого таразского авторитета, очевидно, надеялся попасть в парней и был в жутком смятении, когда увидел окровавленную девушку…
Думаю, на этом могу завершить свой рассказ, но самому хочется говорить еще много - обо всем, что увидел, что пережил и как оценил. Боюсь только, после этого ряд соотечественников сделает для себя какие-то выводы и это может повлиять на их решение, а влиять на это я не желаю. Одно могу точно сказать, посмотреть второй раз не отказался бы. А саундтрек к «Таразу» – это как огранка алмаза, как полировка перстня, как хорошая рама у дорогой картины – музыку подобрали просто идеально. Один мой друг, помню, еще называл автора песни "самым крутым музыкантом Казахстана".
Это была криминальная драма. Что интересно, это фильм не на казахском и не на русском языке. Актеры говорят на обоих, лишь временами, когда звучит казахский, выплывают субтитры на русском. Закрытый показ в Алматы прошел 12 октября, сегодня стартовал общий прокат.
Следующая на очереди психологическая драма, так мне сказал Адамбай. Выхода картины на большой экран стоит ожидать уже весной 2017 года. Может показаться, что весельчак из «Нашей казаши» и «Келинки Сабины» завязал с комедиями. Поклонникам этого жанра он советует не разочаровываться. Все еще впереди…